Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Грузный удар о камни

Разрядил напряжение спуска,
Ты встал и обернулся,

Но вокруг тебя было пусто...

К. Ступин

 

Часть первая. Не пройдешь.

Да, именно так переводится с башкирского название хребта Юрма, дословно "не ходи". Точнее, это одна из двух версий перевода.

Поход на Юрму я задумал уже давно, но только сейчас мне показалось, что будет очень логичным завершить этот сезон на вершине самого северного хребта Южного Урала. Ведь именно в поездках по Южному Уралу прошло лето и осень.

Вот только погода в эти выходные не хотела меня отпускать и провожала из дома мелким холодным дождём. Но чем дальше я продвигался на юг, тем чаще возникали прорехи в сером  покрывале, прибитом к небу. 

36275644_m.jpg

 

36275645_m.jpg

 

36275646_m.jpg 

 

В Карабаше, некогда имевшем печальное звание одного из грязнейших городов планеты, лишь легкие облака набегали на солнце. Буйство красок осени резко контрастировало с мертвыми отвалами медеплавильного завода. Даже не верилось, что отсюда начинается дорога в один самых девственных и нехоженых уголков Южного Урала.

36275901_m.jpg

 

36275902_m.jpg

 

36275903_m.jpg 

 

Почему это место осталось до сих пор относительно нетронутым, стало ясно после того, как я повернул по указателю на Юрму. Дорога - это всегда испытание. Испытание на упрямство хорошей дорогой закончилось и началось испытание мотоцикла лужами. 

36276208_m.jpg

 

36276209_m.jpg 

 

Мелкие лужи переходили в более крупные. Длина их была незначительна, но, когда в одном из таких водоемов мотоцикл нырнул по ступицу, я решил иногда разведывать ногами глубину ям, которые было сложно объехать. Было похоже, что по этой дороге часто двигается тяжелая техника.

36276554_m.jpg

 

36276591_m.jpg

 

36276592_m.jpg 

 

36276562_m.jpg

 

36276556_m.jpg 

 

Дорога медленно пошла на подъем и лужи сменились глинистой колеёй. Шины довольно легко цеплялись за поверхность в направлении движения, но вот боковой зацеп оставлял желать лучшего.

И, если снос заднего колеса можно было компенсировать газом, то снос переднего грозил падением в чавкающую грязь. Поэтому мне приходилось каждый раз смещаться в сторону уклона, иногда даже боком в ближайшую колею, из которой выбраться можно было только на относительно ровном месте.

36276697_m.jpg 

 

36276694_m.jpg

 

36276696_m.jpg

 

Сил такое движение отнимало неимоверно, а до места планируемой стоянки оставалось ещё три с половиной километра. Березовый лес сменился кленовым. А впереди на карте всё маячила гора Осиновая.

Из глины всё чаще стали проявляться камни, припорошенные опавшей листвой и вывороченные Уралом-лесовозом. Вместо половины километра я стал бороться за каждые сто метров дороги. 

Чуть спустил давление в колесах, но и после этого шины продолжали скользить на смеси из листьев, глины и камней. Я выкинул рюкзак и налегке поднялся еще на сто метров. Затем вернулся, таща на себе груз. Потом еще бросок на сто метров, затем снова пеший переход. 

36276754_m.jpg

 

36276755_m.jpg

 

36276756_m.jpg

 

36276757_m.jpg 

 

36276806_m.jpg

 

Колея от Урала сошла в сторону и после ещё одного перехода я глянул в навигатор. До стоянки оставалось около двух с половиной километров. За час я продвинулся на километр, а стемнеет через два часа.

Справедливо рассудив, что ночь мне придется встречать на горной дороге, я решил оставить мотоцикл в ближайших кустах и дальше двигаться пешком, надеясь пройти оставшийся путь до темноты.

36276845_m.jpg

 

36276846_m.jpg

 

36276907_m.jpg

 

36276847_m.jpg 

 

Миновав гору Осиновую я вышел на стоянку "Труба". У самой подошвы хребта геологи сделали разведочную скважину и попали в водоносный слой. С тех пор из этой трубы постоянно бежит чистая вода. 

Сумерки наступали очень быстро и, поставив палатку на одной из неприметных полянок, я принялся готовить незамысловатый ужин. Холодало с каждой минутой, а одежда, промокшая от пота не давала тепла.

Уже в темноте я заметил белые пятна, просвечивающие сквозь стволы деревьев, то тут, то там. Это были первые кучки снега, который растает теперь только весной. Ночь меня ожидала не из теплых.

36276911_m.jpg

 

36276913_m.jpg

 

36276915_m.jpg

 

36276916_m.jpg 

 

 

 

 

 

Опубликовано (изменено)

Безумству храбрых, как говорится) А если серьезно, то очередной раз перешагнул через себя. Молодца. 

Изменено пользователем Tour116
  • 3 недели спустя...
Опубликовано

Часть  вторая. Сквозь бурелом.

Второй вариант перевода названия хребта Юрма основан на выражении "йурмэ" миасского говора башкирского языка, которое обозначает "дремучий, заросший лес".

36297518_m.jpg

 

Ночью прошел дождь, утром к нему прибавились тяжелые хлопья снега. Впрочем запасы воды у неба быстро истощились и установилась легкая и печальная пасмурность. Над головой проплывали спешащие куда-то рваные клочья тумана.

Взяв небольшой запас еды, коробок спичек, воду и куртку от дождевика, с суковатой палкой в руке я вышел на скользкую тропу и пошел в направлении вершины хребта.

36297607_m.jpg

 

36297608_m.jpg 

 

По мере набора высоты на лесных полянах появлялось всё больше снега, на котором попадались свежие следы зайца, белки и отпечатки копыт кабанов. Встречаться с кабаном, с лосем, а тем более, с медведем, мне никак не хотелось, поэтому я шел, периодически издавая резкий свист и стуча по деревьям своей деревянной клюкой.

36297844_m.jpg

 

36297845_m.jpg

 

36297846_m.jpg

 

36297847_m.jpg

 

36297848_m.jpg 

 

Пояс курумников, окаймлявших вершину, совпал со слоем низких облаков. Туман поглотил склоны, усыпанные камнями, иногда сквозь окна тумана появлялся лес, лежащий внизу. Скользкая тропа петляла между промокшими елями, а сама вершина еле угадывалась сквозь молочную пелену, которая медленно двигалась, огибая влажные стволы деревьев.

36297921_m.jpg

 

36297922_m.jpg

 

36297923_m.jpg

 

36297924_m.jpg 

 

Я вышел на плато хребта, которое оказалось практически плоским и густо заросшее ельником. На редкость невзрачная вершинка была скрыта где-то в глубине лабиринта молодых елей. 

После поиска вершины я вышел на широкую просеку, которая была проложена как раз по траверсе хребта и по этой дороге направился на север, в сторону Чертовых ворот - массивных скал-останцев.

36302154_m.jpg

 

36298012_m.jpg

 

36298013_m.jpg 

 

Чертовы Ворота появились внезапно. Словно корабль-призрак, они выплыли из тумана в полной тишине. Зловеще возвышался нос этого корабля над полем камней, припорошенных снегом, словно шапки пены на волнах грозного холодного моря.

36301840_m.jpg

 

36301841_m.jpg

 

36301842_m.jpg

 

36301843_m.jpg

 

 Но стоило мне пройти по палубе этого каменного корабля и спуститься по другую сторону его борта, как внезапно всё осветилось светом и туман моментально рассеялся. Кто-то на этой светлой полянке соорудил столик. Это было отличное место для быстрого перекуса.

36301980_m.jpg

 

36301981_m.jpg

 

36301983_m.jpg

 

36301984_m.jpg 

 

Следующей точкой назначения было Городище, которое располагалось где-то севернее, в трёх километрах от моего местоположения. Тропинка в ту сторону была густо присыпана снегом, но всё же угадывалась. Я шёл и близлежащие лапы елей окатывали меня мелким бисером мокрых капель, поэтому пришлось надеть куртку дождевика. 

Сквозь первый снег то тут, то там проглядывали стойкие к холоду кустики черники, которая еще не потеряла свой вкус, накопленный за лето.

36536582_m.jpg

 

36536584_m.jpg

 

36536586_m.jpg 

 

Спустя некоторое время я вышел к стене каменных останцев. Судя по карте, каменное Городище располагалось в 300-400 метрах прямо за ними. Взобравшись на стену, с одной стороны я увидел Чертовы ворота, через которые на восток переваливали хлопья облаков. С другой стороны взгляду открылось поле курумника, запорошенного снегом и заканчивающегося темным лесом. Где-то там за границей этого леса, перед самым скатом в долину, должно было располагаться вожделенное Городище. Дойти оставалось совсем немного и я решил двигаться напрямик прямо через каменное поле.

36536864_m.jpg

 

36536865_m.jpg

 

36536866_m.jpg

 

36536868_m.jpg  

 

Сухой курумник только кажется труднопроходимым, но при должной сноровке уже на автомате начинаешь шагать на кончиках пальцев по самым вершинкам глыб. Мокрые курумные россыпи опасны вдвойне из-за скользкого мха и лишайников, покрывающих камни. Но запорошенный снегом курум оказался очень сложным.

Маршрут прохождения едва угадывался, а под сугробами скрывались узкие щели, которые то и дело пытались зажать ступню мертвой хваткой каменных капканов.

Пройдя около половины пути, я решил, что можно двигаться чуть быстрее и в этот момент крайне неудачно наступил на "живой" курум. Камень повернулся и я, теряя равновесие и размахивая руками, упал в каменную яму, приложившись спиной об острую грань плиты. 

Раздался едва слышимый хруст в спине. И вот я лежу на дне ямы, прислушиваясь к своим ощущениям и вглядываясь в свинцовое небо над головой.   

36536867_m.jpg

 

Боли не было, но слегка стали неметь ноги, может из-за чрезмерного напряжения спуска со стены. Я осторожно сел, снял рюкзак и достал из него треснувшую пластиковую бутылку с водой. Ситуация выглядела крайне смешной и одновременно удручающей.

Связи не было и при самом плохом исходе родные и друзья забили бы тревогу только завтра. А со сломанной спиной продержаться ночь в снегу на холодных камнях было бы нереально.

С этими мыслями я дальше очень медленно, буквально на ощупь, пополз к опушке.

36537188_m.jpg

 

За узкой полосой леса начиналось новое поле курумника, которое резко обрывалось вниз, в долину. Свистел холодный и влажный западный ветер. На юге угадывались вершины хребта Дальний Таганай - гора Волчий Гребень. На западе поднималась вверх невысокая, но самая древняя гора на Земле - Карандаш.

И пусть я не нашел того Городища, которое искал, но волосы шевелились на голове от этого простора, от этой дикости, от этого ощущения, что ты остаешься наедине с этим миром, но не в одиночестве.

36537304_m.jpg

 

36537305_m.jpg

 

36537306_m.jpg 

 

Возвращаться обратно я решил, избегая открытых россыпей курумника, обходя муравейники высотой с человеческий рост и продираясь через бурелом, пусть и окольными путями. Благодаря этому, без происшествий вскоре я вышел на обратную тропу.

36537348_m.jpg

 

36537349_m.jpg

 

36537350_m.jpg 

 

Более короткой и крутой дорогой я спустился с Чертовых ворот и через некоторое время дошел до стоянки "Труба", где была укрыта моя палатка.

36537420_m.jpg

 

36537421_m.jpg

 

36537422_m.jpg

 

 

 

 

Опубликовано

Часть третья. Закрытие сезона.

Со сборкой лагеря я не стал сильно затягивать. Я упаковал вещи в рюкзак, стал спускаться вниз по дороге к месту, где был спрятан мой мотоцикл. После увязки рюкзака на мотоцикл я двинулся в сторону Карабаша и обратный путь, как ни странно, оказался быстрее и легче.

Думаю, что это было связано не только со спуском вниз, но и с тем, что я стал лучше понимать поведение мотоцикла в грязи. Так что моя неудача при подъеме, скорее всего, была связана с недостаточными навыками управления на бездорожье и неподходящей для этого резиной.

Но как бы уверенно я не ехал, все-таки более легкие и мощные эндуро ехали быстрее меня.

36550038_m.jpg

 

Меня уже давно ждали на даче под Сысертью Денис и Славик (мои старые приятели по Юбрклубу) и Виталий (мой собрат-китаевод, с которым мы откатали уже не одну тысячу километров). Пиво нагревалось, баня стыла, а я все крутил ручку газа. Благо это давалось довольно легко: к десяти тысячам километров на одометре мотоцикл окончательно обкатался и непринужденно ехал свои 90 километров в час.

Наконец, я прибыл, попав сразу с корабля на бал. Пиво текло рекой, жареное мясо таяло во рту, а в парилке бани уши заворачивались в трубочку. Денис рассказывал про свою колымскую дорогу, Славик - про Алтай и Среднюю Азию, мы с Виталием - про Южный Урал.

Сколько было тем для разговора! Женщины, мотоциклы и маршруты, маршруты, маршруты, близкие и дальние, интересные и не очень. Какие мы все-таки разные и как мы все похожи в этом стремлении заглянуть за горизонт. Похоже, что дальние дороги оставляют невидимую печать на лице каждого из нас и, кажется, что я могу узнать человека, который много ездил из  тысячи других людей. Потому что дорога смахивают с наших лиц вязкую паутину повседневной жизни, открывая нашу истинную суть.

Денис, спасибо тепло за стол и кров, что собрал нас вместе. Даже в самой сложной ситуации я знал, что рядом, буквально в двух сотнях километров от меня, есть люди, которые готовы в любой момент прийти  на помощь.

36550372_m.jpg

 

36550373_m.jpg 

 

Утром, попрощавшись со всеми, мы выдвинулись Виталием по маршруту, проложенным через полузаброшенные деревушки, кладбища, поля и леса. Солнце, изредка пробивающееся сквозь свинцовые облака давало уже гораздо меньше тепла, чем летом, но было совсем не холодно, потому что дорога не давала замерзнуть, заставляя то прибегать к активной рулежке, то езде в стойке, то уклонению от пролетающих веток.

36551018_m.jpg

 

36551019_m.jpg

 

36551020_m.jpg

 

36551021_m.jpg

 

36551022_m.jpg 

 

По пути мы заехали на Ревун - порог на реке Исети, где Виталя показал далекому от мотоциклизма народу, что такое легкий эндуро в скалах.

36551068_m.jpg

 

36551069_m.jpg

 

36551070_m.jpg

 

36551071_m.jpg    

 

Затем мы остановились перекусить на Шамейских скалах. Внизу перекатывалась река Исеть, на другом берегу виднелось село Горное. Впереди был еще неблизкий путь домой, но каждый из нас подозревал, что этот сезон уже окончен.

36551177_m.jpg

 

36551178_m.jpg 

 

Для меня это был необычный сезон. Совсем не из-за новых дорог, ведь по многим я ездил и раньше, и не из-за нового мотоцикла, ведь использую я его так же, как и старый. Этот сезон был не таким, как все, потому что куда бы я не ехал, я ехал на встречу с вами. И в отличии от прошлых лет, не я сделал этот мотосезон таким, а  вы. Это был замечательный сезон! Спасибо!

 

 

 

Опубликовано
7 часов назад, tim2813 сказал:

Этот сезон был не таким, как все, потому что куда бы я не ехал, я ехал на встречу с вами. И в отличии от прошлых лет, не я сделал этот мотосезон таким, а  вы. Это был замечательный сезон! Спасибо!

Подпишусь под этими словами. Нынче большинство моих вне городских поездок от меня мало зависели. Я успевал лишь обслуживать мотоцикл, да прокладывать маршруты. Когда сильно сомневался- непременно находились люди которые случайным словом, какой то мелочью, действием приводили в движение тот механизм, который в итоге выводил меня в поездку... 

Опубликовано

Тимур, большое спасибо за твои рассказы!!!!!

Читаешь, смотришь фото и на душе становится теплей, создаётся "отрыв" от реальности и перенос в твоё путишествие, и пусть это занимает 10-15 минут, но это время я свободен, свободен от серых будней и мрачных мыслей!!!!!

Ещё раз спасибо!!!!

Опубликовано
1 час назад, Serega_80 сказал:

на душе становится теплей

И тебе спасибо за добрый отзыв! Когда пишешь рассказ о прожитой поездке, получается не только ещё раз окунуться в её атмосферу, но и увидеть себя со стороны: свои ошибки, свои слабости и свои удачные решения.

 

1 час назад, Serega_80 сказал:

"отрыв" от реальности

Я вот сейчас подумал, что эта городская "реальность", она сильно тупит, как чувства, так и силу воображения. В коротком походе такого не достичь, но в более длительных иногда ловишь себя на мысли, что слышишь, как падают листья с деревьев и как прорастает трава.

Опубликовано
2 часа назад, tim2813 сказал:

городская "реальность", она сильно тупит, как чувства, так и силу воображения.

очень, нужно иногда уходить

 

Спойлер

Человек бежит по жизни, не жалея ног.
Дом – работа, дом – работа, отбывая срок.
Выходные – передышка, отпуск, как привал.
Старость, пенсия, одышка, ты сюда бежал?
Может выбрал изначально ты не тот маршрут?
В семь утра подъем, начальник, все ли так живут?
Кто-то видит солнце, звезды, почему не ты?
Руководство, производство – не до красоты.
Некогда вздохнуть свободно, каждый день борьба
За краюху пенсионных. Говоришь: «Судьба.»
Может быть, если покорно принимать ее.
Душу пичкая снотворным, падать в забытье.
В мыльной пене сериалов радугу искать,
Верить в старости начало и спокойно ждать.
Ждать, когда окрепнут ножки у твоих детей.
По протоптанной дорожке им бежать теперь.
Ты для этого родился? И за этим жил?
Счастья ждал, мечтал, учился, верил и любил?
Если нет, тогда, пожалуй, свой замедли бег.
И начни свой путь с начала – новый человек.

 

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...