Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Распускать колесо, ровнять обод кувалдой или в тисках, затем заспицовывать снова и потихоньку выводить оставшееся.

 

Не нужно этого делать! Любые  "яйца" и "восьмерки"  выправляются только регулировкой спиц!  

Если спицы родные ( то есть штатной длины) - и резьба все же "кончилась",  значит человек неправильно выправляет "восьмерку".  Например забывает "отпускать" спицы с противоположной стороны. 

Опубликовано

Небольшие, очень небольшие восьмёрки выправляются спицами.

 

Спицевать нужно заведомо ровный обод, при попытках выправить гнутый, с деформацией металла, обод, получится что одни спицы перетянуты, а другие прослаблены, что приведёт, в последующем, к обрыву перетянутых спиц.

 Так-что, гнутый обод нужно предварительно выровнять и потом уже "крутить спицы".

Опубликовано

Не нужно этого делать! Любые  "яйца" и "восьмерки"  выправляются только регулировкой спиц!  

Если спицы родные ( то есть штатной длины) - и резьба все же "кончилась",  значит человек неправильно выправляет "восьмерку".  Например забывает "отпускать" спицы с противоположной стороны. 

Я тоже подумал, что имеет место неправильная регулировка, если честно. Поэтому лучше обод распустить и посмотреть, кривой он или нет. Если сильно кривой, то надо править. Обод без спиц гнётся руками.

 

Кстати, если забыть отпустить спицы с противоположной стороны - будет яйцо :) :D

Опубликовано

Небольшие, очень небольшие восьмёрки выправляются спицами.

 

Спицевать нужно заведомо ровный обод, при попытках выправить гнутый, с деформацией металла, обод, получится что одни спицы перетянуты, а другие прослаблены, что приведёт, в последующем, к обрыву перетянутых спиц.

 Так-что, гнутый обод нужно предварительно выровнять и потом уже "крутить спицы".

 

А вот рискну поспорить с "мэтром" ;-)

Да, вытягивая деформированный обод  мы затягиваем сильнее какие то "ключевые" спицы. НО во первых металл то деформируется - соответственно натяжение уменьшается, во вторых разве после исправления геометрии колеса не нужно протянуть  ВСЕ спицы до одинаковой степени натяжения? ;-)

 

 

Кстати, если забыть отпустить спицы с противоположной стороны - будет яйцо  :)  :D

 

Это да, но я ж рядом не стоял ;-) Просто привел пример, когда такое возможно. 

Потому как вариант, что спицы все штатной длины, обод не имеет деформации самого "ручья" и при этом на каких то спицах выбрана вся резьба я и представить не могу. Разве что обод где то "гармошкой" пошел ;-)

Опубликовано

 

А вот рискну поспорить с "мэтром" ;-)

Да, вытягивая деформированный обод  мы затягиваем сильнее какие то "ключевые" спицы. НО во первых металл то деформируется - соответственно натяжение уменьшается, во вторых разве после исправления геометрии колеса не нужно протянуть  ВСЕ спицы до одинаковой степени натяжения? ;-)

 

 

 

Это да, но я ж рядом не стоял ;-) Просто привел пример, когда такое возможно. 

Потому как вариант, что спицы все штатной длины, обод не имеет деформации самого "ручья" и при этом на каких то спицах выбрана вся резьба я и представить не могу. Разве что обод где то "гармошкой" пошел ;-)

 

 

 Не будем награждать друг-друга незаслуженными эпитетами B)

Да и спорить не будем, всё очень индивидуально...

Опубликовано

Пока основной вопрос в том, где взять запасные спицы.

Нужны 10 штук запасных спиц на переднее 17" колесо с дисковым тормозом для скутеретты Patron Ringer 110.

Спицы с основанием, загнутым под прямым углом, длиной около 185мм и толщиной 3мм.

На сайте завода предлагают только колесо в сборе.

Опубликовано

во вторых разве после исправления геометрии колеса не нужно протянуть  ВСЕ спицы до одинаковой степени натяжения? ;-)

Чего-чего? Вы шутите? Какая нафиг одинаковая степень натяжения в изначально кривом колесе, которое было выправлено спицами?

Нужно протянуть спицы так, чтобы ни одна не болталась, да. Затянуть все, скажем, на 2 оборота. Но натяжение у всех будет разным.

Обод вещь упругая, он после выправления спицами свою форму не сохраняет или сохраняет плохо. Распустите выправленное колесо и оно снова станет кривым.

обод не имеет деформации самого "ручья"

У человека обод изначально деформирован, ручей у него кривой. Он его спицами правит, ручей выправляется.
Опубликовано

Ничуть не шучу. Смотри, обод - штука не слишком жесткая,  жесткость ему дают  спицы, работающие на растяжение.  Сам же  давеча писал, что "обод без спиц руками гнется" :) .  А теперь прикинь во сколько раз рабочие нагрузки на спицы при езде больше усилия, необходимого для деформации "пустого" обода. Как говорится, почувствуйте разницу.

"Рабочую форму" же ободу мы задаем не увеличением/уменьшением натяжения спиц, а изменением их длины! Затянули гайку - спица стала короче, соответствующий кусок обода "придвинулся" к ступице, если отпустили - все наоборот. В целом же изменилась геометрия колеса. Все!

 Натяжение спиц тут вторично и ничего не мешает после коррекции формы колеса, последовательно, чтобы не нарушить форму, подтянуть/отпустить оставшиеся спицы, добившись одинакового натяжения. Иначе любая коррекция обода заканчивалась бы обрывом участвующих в ней "перетянутых" спиц  :)

Кстати, под нарушением "ручья" я имел не нарушение формы колеса, а нарушение формы самого "ручья". Скажем в каком то месте он шире или уже чем в остальных - такое тоже встречается. И тут уже без правки самого обода не обойтись. 

Опубликовано

Ничуть не шучу. Смотри, обод - штука не слишком жесткая,  жесткость ему дают  спицы, работающие на растяжение.  Сам же  давеча писал, что "обод без спиц руками гнется" :) .  А теперь прикинь во сколько раз рабочие нагрузки на спицы при езде больше усилия, необходимого для деформации "пустого" обода. Как говорится, почувствуйте разницу.

"Рабочую форму" же ободу мы задаем не увеличением/уменьшением натяжения спиц, а изменением их длины! Затянули гайку - спица стала короче, соответствующий кусок обода "придвинулся" к ступице, если отпустили - все наоборот. В целом же изменилась геометрия колеса. Все!

 Натяжение спиц тут вторично и ничего не мешает после коррекции формы колеса, последовательно, чтобы не нарушить форму, подтянуть/отпустить оставшиеся спицы, добившись одинакового натяжения. Иначе любая коррекция обода заканчивалась бы обрывом участвующих в ней "перетянутых" спиц  :)

Кстати, под нарушением "ручья" я имел не нарушение формы колеса, а нарушение формы самого "ручья". Скажем в каком то месте он шире или уже чем в остальных - такое тоже встречается. И тут уже без правки самого обода не обойтись. 

Изменяя натяжение спиц на выровненном колесе, мы изменяем и их длину, иное невозможно. Колесо вновь становится кривым.

 

Спицы не могут быть перетянуты или недотянуты, спицы могут быть натянуты больше или меньше.

 

И нагрузки на спицы при езде нет почти никакой. Потому что при нагрузке на колесо преднатянутые спицы стремятся сжаться, их натяжение уменьшается. Нагрузка на спицы максимальна в покое колеса.

 

Почитай книжку Jobst Brandt - The Bicycle Wheel. Там отлично расписана и физика работа спицованного колеса, и то, как его править, прямо по шагам.

 

Ты сам колёса правил таким методом, как предлагаешь? Выравнивал натяжение?

Опубликовано

 

 

И нагрузки на спицы при езде нет почти никакой. Потому что при нагрузке на колесо преднатянутые спицы стремятся сжаться, их натяжение уменьшается. Нагрузка на спицы максимальна в покое колеса.

 

Это совсем не так. При нагрузке меньшается натяжение только тех спиц которые смотрят вертикально вниз, только там есть деформация обода которая направлена к ступице. У всех остальных натяжение увеличивается - во первых ступица попросту висит на верхних ступицах, во вторых все спицы участвуют в поддержании формы обода (они его стягивают чтобе его не расплющило под действием верхних спиц).  Вот в статье первая картинка как раз с лопнувшими спицами, видно что погнулись не в тех местах где был удар http://mypitbike.ru/blog/workshop/109.html

Опубликовано

Изменяя натяжение спиц на выровненном колесе, мы изменяем и их длину, иное невозможно. Колесо вновь становится кривым.

 

Ага. Поэтому тянем их не абы как, а в хитрой последовательности, в зависимости от ситуации.  Потом при необходимости исправляем внесенные  косяки. Оттого то регулировка спицованного колеса превращается почти в искусство ;-)

Но иначе равномерного натяжения спиц не достичь, а без него довольно быстро появятся новые "дефекты" - обод "сыграет" постаравшись перераспределить равномерно нагрузку.    

 

 

И нагрузки на спицы при езде нет почти никакой. Потому что при нагрузке на колесо преднатянутые спицы стремятся сжаться, их натяжение уменьшается. Нагрузка на спицы максимальна в покое колеса.

 

 

Бред. Спицы работают  ТОЛЬКО на растяжение. Возьми в руки спицу и попробуй ее сжать - сразу согнет в дугу.  На стоящем мотоцикле максимальная нагрузка на ближайших к вертикали верхних спицах, потом падает по косинусу по мере увеличения угла между спицей и вертикалью.

 

 

Почитай книжку Jobst Brandt - The Bicycle Wheel. Там отлично расписана и физика работа спицованного колеса, и то, как его править, прямо по шагам.

 

Спасибо, слава Богу и сам могу эпюры нагрузок на спицы нарисовать - сопромат учил когда то ;-) 

 

 

Ты сам колёса правил таким методом, как предлагаешь? Выравнивал натяжение?

 

Думаешь я чисто потеоретизировать сюда вылез? Конечно правил и правлю. Правда если это делать качественно, заниматься спицами приходится нечасто. 

Опубликовано

 

Бред. Спицы работают  ТОЛЬКО на растяжение. Возьми в руки спицу и попробуй ее сжать - сразу согнет в дугу.  На стоящем мотоцикле максимальная нагрузка на ближайших к вертикали верхних спицах, потом падает по косинусу по мере увеличения угла между спицей и вертикалью.

 

 

Не совсем так. Внизу обод прогибается, рядом с "плоским" место возникают "бугры". Мало того что их выперло, так они ещё и по касательной съезжают, что сильно увеличивает нагрузку на них. Ситуация с максимальной нагрузкой верхних спиц возможна только если обод абсолютно жёсткий.

Опубликовано

Правда если это делать качественно, заниматься спицами приходится нечасто. 

Абсолютная правда! Проходил всё это на велосипеде.

Опубликовано

Ага. Поэтому тянем их не абы как, а в хитрой последовательности, в зависимости от ситуации.  Потом при необходимости исправляем внесенные  косяки. Оттого то регулировка спицованного колеса превращается почти в искусство ;-)

Но иначе равномерного натяжения спиц не достичь, а без него довольно быстро появятся новые "дефекты" - обод "сыграет" постаравшись перераспределить равномерно нагрузку.    

 

 

 

Бред. Спицы работают  ТОЛЬКО на растяжение. Возьми в руки спицу и попробуй ее сжать - сразу согнет в дугу.  На стоящем мотоцикле максимальная нагрузка на ближайших к вертикали верхних спицах, потом падает по косинусу по мере увеличения угла между спицей и вертикалью.

 

 

 

Спасибо, слава Богу и сам могу эпюры нагрузок на спицы нарисовать - сопромат учил когда то ;-) 

 

 

 

Думаешь я чисто потеоретизировать сюда вылез? Конечно правил и правлю. Правда если это делать качественно, заниматься спицами приходится нечасто.

Уважаемый дяденька, вы неправы, и причём по всем пунктам.

Начнём с того, что ПРЕДНАТЯНУТАЯ спица в колесе, при её нагружении - работает исключительно на сжатие. А не ломается потому, что преднатянутая. Натяг уменьшается. А вот когда преднатяг пропадает (спица прослаблена) - при нагрузке спица гнётся или лопается.

Я больше спорить не буду, скажу лишь, что я лично правил обода на своём TTR250R и вывел биения до 0.5 мм по всем осям, после чего отъездил на них 12 тысяч км и про спицы не вспоминал. Попадал в такие ямы, в которых литьё бы просто лопнуло.

Опубликовано

Уважаемый дяденька, вы неправы, и причём по всем пунктам.

Начнём с того, что ПРЕДНАТЯНУТАЯ спица в колесе, при её нагружении - работает исключительно на сжатие. А не ломается потому, что преднатянутая. Натяг уменьшается. А вот когда преднатяг пропадает (спица прослаблена) - при нагрузке спица гнётся или лопается.

 

Молодой человек, надеюсь вы не учитесь (или учились) в техническом вузе. За такие рассуждения на экзамене по сопромату отправляют на переэкзаменовку. Сразу.  

Да, преднатяг на "нижних" спицах уменьшается. НО вот до сжатия не доходит. Да  и дойти не может -  чтобы сжать спицу ее надо во что то упереть, не так ли?  И во что же она на колесе упирается? В камеру? ;-)  Проткнет и не заметит. 

Да и  преднатяг, собственно,  уменьшается за счет повышения натяжения "верхних" ( а порой и боковых) спиц, работающих на растяжение.  И именно они и рвутся из-за перегруза (перетяга или неравномерного натяжения остальных спиц).

 

Я больше спорить не буду, скажу лишь, что я лично правил обода на своём TTR250R и вывел биения до 0.5 мм по всем осям, после чего отъездил на них 12 тысяч км и про спицы не вспоминал. Попадал в такие ямы, в которых литьё бы просто лопнуло.

 

 

Ну и отлично - значит хорошо настроил!      

Опубликовано

Молодой человек, надеюсь вы не учитесь (или учились) в техническом вузе. За такие рассуждения на экзамене по сопромату отправляют на переэкзаменовку. Сразу.

К счастью, я учился и учусь (аспирант) в техническом вузе. Вот только сопромата у нас нет и не было никогда. Радиоэлектронщик я. У нас свои заморочки. Но общетехнические представления о работе машин и механизмов имею, в силу инженерного мышления и опыта работы с железками :)

Да, преднатяг на "нижних" спицах уменьшается. НО вот до сжатия не доходит. Да  и дойти не может -  чтобы сжать спицу ее надо во что то упереть, не так ли?  И во что же она на колесе упирается? В камеру? ;-)  Проткнет и не заметит. 

Да и  преднатяг, собственно,  уменьшается за счет повышения натяжения "верхних" ( а порой и боковых) спиц, работающих на растяжение.  И именно они и рвутся из-за перегруза (перетяга или неравномерного натяжения остальных спиц).

Гы! А вы никогда не видели, как при особо хардкорных прыжках у людей спицы из покрышек торчат? :D да, всё именно так, протыкает и не замечает.

Но насчёт повышения натяжения соглашусь, колесо - это сложносвязанная структура и понижение натяжения в одном месте уводит сразу чуть ли не всё колесо. Именно поэтому регулировка спицованного колеса происходит не в один проход, а в несколько десятков, понемногу. И каждый раз, как в первый раз - отмечаем точку наибольшего биения, чуть правим. В следующий раз наибольшее биение будет совершенно в другом месте с вероятностью 90% :)

 

Ну и отлично - значит хорошо настроил!

Сам доволен! :) Но натяжение спиц у меня неравномерное. Даже по звуку чувствуется.

Кстати, а как вы меряете натяжение спиц, убеждаясь в его равномерности? У вас есть тензиометр?

Опубликовано

Как то общался с человеком который 20 лет ремонтирует велосипеды в своей мастерской. По его словам собрать колесо ровно и так чтобы спицы были натянуты одинаково никогда не получается.  Все колёса собранные ровными, с правильным снятием напряжения и ездящие десятки тысяч километров без правки и искривлений имеют неравномерную натяжку спиц. Он купил тензометр когда то, помучился с ним, да и повесил на стенку :-) 

В велосипедном колесе мало просто ровно собрать и выправить. Там надо ещё снять внутренние напряжения. На специальном станке к колесу прижимается с большой силой специальный ролик, и колесо прокручивается несколько раз. Все места точечного контакта спиц обминаются, спицы прослабляются и появляются искривления. Всё правят, натягивают и опять катают. В какой то момент такая прокатка перестаёт влять на форму колеса, на этом работу считают законченой. У меня нет станка, этих премудростей не знал. Постоянно правил колёса на велике (с весом за стольник и катанием по обледенелым корням в лесу). В какой то момент прочитал об простой технологии снятия напряжения со спиц. Колесо правится, спицы натягиваются. Затем ручкой молотка (под рукой не было просто деревяшки) вставленой между пересекающимися спицами делаем движение которое скручивает спицы и увеличивает их натяжение. Так с каждой парой спиц. Колесо кривеет :-) Правим, натягиваем. Поле второго прохода колесо осталось ровным, и с тех пор даже с самым непрочным ободом и прыжками вот уже 5ткм не меняет свою форму.

Вот одна из самых толковых статей по спицованым колёсам, хоть и велосипедным. По интернету 80% статей по ремонту великов просто перевод с этого сайта. Жаль дядьки больше нету, может по мотоциклам написал бы что нибдь :-)  http://sheldonbrown.com/spoke-length.html

Опубликовано

Peter, я, когда колесо правил себе, спицы сжимал-скручивал руками и простукивал колесо об пол. Оно щёлкало прикольно :) Об этом, кстати, у Джобста Брэндта написано.

 

Шелдон Браун тоже дока по этой части.

Опубликовано

Peter, я, когда колесо правил себе, спицы сжимал-скручивал руками и простукивал колесо об пол. Оно щёлкало прикольно :) Об этом, кстати, у Джобста Брэндта написано.

 

Шелдон Браун тоже дока по этой части.

Я когда ещё не читал Шелдона Брауна просто поставил колесо на велосипед без покрышки и покатал по полу накрытому ковром нагружая своим весом. Тоже прикольно было :-)  Стабильность повышалась от раза к разу, но всё равно хотел менять колесо из-за слабого обода. А потом прочитал про скручивание спиц. С первого раза всё на место встало. Тут ещё вот какое дело. Велосипедное колесо можно по всякому нагрузить, а вот мотоциклетное под моим весом никак не изменится. А вот покрутив спицы монтировкой можно очень серьёзно продвинуться в деле стабильности колеса. Кстаи у ШелдонаБрауна в конце статьи очень интересно написано (и картинка есть) что надо ещё по головкам спиц постучать молотком. Я думаю на мотоцикле с его толстыми спицами это даже более актуально, и эффект будет очень серьёзный.

Опубликовано

В велосипедном колесе мало просто ровно собрать и выправить. Там надо ещё снять внутренние напряжения. На специальном станке к колесу прижимается с большой силой специальный ролик, и колесо прокручивается несколько раз. Все места точечного контакта спиц обминаются, спицы прослабляются и появляются искривления. Всё правят, натягивают и опять катают. В какой то момент такая прокатка перестаёт влять на форму колеса, на этом работу считают законченой.

 

 

Не снять, а перераспределить нагрузку между спицами за счет деформации обода/посадочных мест спиц.. На поездившем некоторое время колесе спицы будут натянуты одинаково. В этом легко убедиться по "звучанию" спиц при легком ударе ключом или палочкой.    

Именно это я и имел в виду вот здесь:

 

 

Ага. Поэтому тянем их не абы как, а в хитрой последовательности, в зависимости от ситуации.  Потом при необходимости исправляем внесенные  косяки. Оттого то регулировка спицованного колеса превращается почти в искусство ;-)

Но иначе равномерного натяжения спиц не достичь, а без него довольно быстро появятся новые "дефекты" - обод "сыграет" постаравшись перераспределить равномерно нагрузку.    

 
Потому то я и писал про регулировку натяжения спиц. Если спицы изначально натянуты одинаково при правильной форме обода, то  они и под нагрузкой сохранят его форму. 
И не нужно тензометра - можно и "на слух".  Уж на что меня музыкальным слухом природа обделила, но уж прослабленную или перетянутую спицу по звуку отличить получается.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...