Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

C мотоциклом и веслом. История одного мотосплава.

 

Каким я был ослом, когда я взял весло

И на поход решился подписаться…

 

“Вода – это жизнь”- говорили древние. И это касается не только естественной потребности человека в пище и воде. Вода – это дорога. Как часто я приезжал на мотоцикле на берег и смотрел на излучину реки, которая таинственно скрывалась за лесистой горой и отгораживалась  от любознательного взгляда буреломными берегами.

 

По диким и малонаселенным местам среди глухой тайги летом и зимой тянутся водные дороги. На Урале реки – это неотъемлемая часть горнозаводской цивилизации.


В период бурного металлургического развития Урала по этим водным артериям поплыли первые ”железные” караваны, груженые металлом. До сих пор мы не знаем, сколько барок лежит в зеленоватой темноте глубоких омутов у подножия высоких камней-бойцов.

 

Сейчас некогда оживленные водные тракты опустели после прокладки железных и автомобильных дорог. Прибрежные поляны забытых поселений, на которых кипела жизнь, снова обросли вечнозеленым лесом, и может быть, только и ждут повторного открытия.

 

Казалось бы, нет ничего проще – строй подходящее плавательное средство и иди по реке. Но самым первым вопросом, с которым я столкнулся, как начинающий водник – это организация заброски и выброски на водную часть маршрута. Ведь, начало и конец сплава часто находятся в малодоступных местах, лишенных хороших дорог. Но всё становится гораздо проще, когда под рукой мотоцикл, подготовленный для легкого бездорожья.

 

1.jpg

 

Наверное, самый правильный выбор плавательного средства – это катамаран. На нем можно свободно разместиться вместе с мотоциклом, он обладает хорошей грузоподъемностью и курсовой устойчивостью. 

 

Однако покупка дорогостоящих баллонов явно превышала мой скромный бюджет поездки. Так и родилась эта идея - построить легкий и надежный плот прямо на берегу, используя  то, что можно довезти на мотоцикле, например, автомобильные камеры. А ещё лучше, если взять более защищённый и грузоподъемный вариант таких камер – бублики или снежные тюбинги. 

 

Семья у меня большая и половина нужного количества бубликов у меня уже была, а недостающее число мне одолжили друзья и знакомые.

 

2.jpg

 

Опыт сплавов у меня нулевой, и я совершенно не представлял, что такое путешествие по реке. Тактику прохождения поворотов, перекатов, порогов, отчаливание и причаливание – всё это ещё предстояло изучить на практике.

 

Начать свой эксперимент я решил в Башкирии на реке Ай. “Ай” – в переводе с тюркского “луна”. “Лунная красавица” – одна из самых живописных рек Урала, не уступающая  своими скалами и пещерами знаменитой Чусовой.

 

Я справедливо полагал, что у меня всегда будет стабильная связь, возможность пополнить припасы, а сама река неглубокая и спокойная. 


Заряжать телефон и смартфон  я планировал от снятого с мотоцикла аккумулятора, а грузить и выгружать мотоцикл  - с помощью трапов, которые бы являлись составной частью плота.

 

С этими мыслями я отправился в путь.

 

186.jpg

 

Поднимая пыль по уже давно знакомому мне грейдеру из Нязепетровска в Кусу, я и не заметил, как по левую руку выросли предгорья Южного Урала. Голова была полностью занята решением ещё не произошедших проблем.

 

Остановившись для передышки на пустынной автобусной остановке, до меня внезапно дошло, что передо мной открывается неизведанный мир, который только ждет своего пытливого исследователя. Теперь нужно было стараться держать свои глаза широко открытыми, а разум чистым и незамутненным, чтобы вновь не оказаться погребенным под ворохом быта, пускай и походного.

 

3.jpg

 

Докупив припасов в Кусе, небольшом городке, выросшем вокруг Кусинского завода, основанного во второй половине 18-го века, я отправляюсь к месту предполагаемого старта, к скале Аргуз.

 

4.jpg

 

Камень-боец Аргуз, погубивший не одну барку, груженную металлом, грозно возвышается на правом берегу, поросшем корабельными соснами. Каменные уступы с обеих сторон обрываются в реку мшистыми склонами.

 

У подножия есть тропинка, по которой можно спуститься на мотоцикле к реке, но вот сухих жердей, необходимых для постройки плота, в окрестностях, к сожалению, не наблюдалось.

 

5.jpg

 

6.jpg

 

7.jpg

 

В поисках более удобного места для постройки плота я двигаюсь по правому берегу, минуя садовое товарищество и горнолыжный комплекс, который расположился у подножия горы Копанец (610 м).

 

Асфальт приводит меня к лесной грунтовке, изрядно промоченной недавними дождями. Груженый под завязку мотоцикл на универсальной резине управляется весьма скверно, то и дело соскакивая в мокрую колею, где норовит прилечь на бок или зарыться задним колесом.

 

8.jpg

 

Дорожка тянется по склону вдоль реки, которая просвечивает светлой лентой сквозь стену леса.  И вот, при штурме очередного скользкого подъема меня всё-таки разворачивает поперек дороги. Забитый грязью протектор уже не зацепляется за поверхность, мотоцикл постепенно съезжает вниз.

 

9.jpg

 

10.jpg

 

Приходится разгружаться и тащить вещи на вершину подъема, который переходит в такой же скользкий переход в речную долину.

Спустившись с подножия горы Копанец, я обнаружил, что сигнал сотовой связи пропал. Тогда я ещё не знал, что на большей части маршрута не будет связи из-за отсутствия сети МТС.

 

IMG-1014.jpg

 

Тропа вдоль берега еле угадывается в высокой траве и часто приводит в заболоченные ложбинки, щедро усеянные высокими кочками, откуда груженый мотоцикл уже вытягивается только на руках.

 

12.jpg

 

13.jpg

 

14.jpg

 

Так, пробираясь через заливные луга, полные трав и цветов, я доехал до отличной стоянки с кострищем и скамьями из бревен.

Грозные тяжелые тучи, канонада надвигающейся грозы и урчащий от голода живот подстегивали как можно скорее поставить палатку, натянуть тент и заняться приготовлением еды.

 

15.jpg

 

16.jpg

 

Едва я растянул тент, как небесные хляби разверзлись, оглашая окрестности громом и вспышками близких молний.

 

В спешке я оставил банку с солью открытой, и это оказалось роковой ошибкой. Вставая, я задел крышу тента и, скопившаяся в углублении вода перекатилась на край так, что большая её часть вылилась в кухонную сумку прямо в емкость с солью.  В этот момент я лишился доброй части соли и заодно просолил сумку.

 

17.jpg

 

18.jpg

 

19.jpg

 

Умытый после дождя лес терпко пьянил запахом мокрой хвои, тягучей еловой смолы и сладковатой черемухи. Роняя тяжелые капли с кустов, я пробирался через валежник, подыскивая сухие жерди для будущего плота.

 

Выглянуло солнце и лишь искрящиеся от влаги ветви деревьев напоминали о прошедшем дожде. Проходя через густые заросли малины и шиповника, я случайно разорвал сеть своего накомарника. Заметно повеселевший после дождя гнус сразу разобрался, где брешь в моей обороне, и, несмотря на репеллент, устроил себе пир на весь мир.

 

Одна из этих мелких тварей так удачно вонзилась в веко, что оно сразу стало опухать. Я уже готовился себе сделать пиратскую повязку на глаз, но после обработки спиртом опухоль стала спадать.

 

20.jpg

 

22.jpg

 

23.jpg

 

Большая часть следующего дня прошла в накачивании бубликов и сборке плота. Вскоре маленький, но гордый корабль под названием “Гребублик” был спущен на воду.

 

Только с третьего раза, надежно закрепив плот к берегу и бросив якорь из мешка с камнями, удалось закатить мотоцикл на мою самодельную баржу.

 

24.jpg

 

26.jpg

 

28.jpg

 

Наконец, все вещи надежно увязаны и закреплены, а неторопливая, но могучая река так и норовит подхватить с собой плот.

Сам себе желаю “В добрый путь” и отвечаю уже с воды, поднимая якорь: ”Земля, прощай!”.

 

Впереди 126 километров неизвестности.

 

30.jpg

 

33.jpg

 


 

  • Ответов 74
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Опубликовано

"гребублик" этапять :D, как вы яхту назовете..., надеюсь гребсти пришлось не много :)

Опубликовано
7 часов назад, tim2813 сказал:

Впереди 126 километров неизвестности.

Не хило) Для первого раза серьезное расстояние, я считаю. 

Опубликовано

Я думал - Ренат (Tour116у нас самый.... ну это как бы помягче сказать.. безбашенный))) А нет))) Ты поддерживаешь свою репутацию))))!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Опубликовано
3 часа назад, путник1 сказал:

как вы яхту назовете..

В точку! Надо было назвать "Молния",  "Стремительный" или, в конце концов,

spacer.png

 

Грести пришлось не много, а ОЧЕНЬ много. Но обо всём по порядку ;)

 

Опубликовано
1 час назад, Гоша1001 сказал:

Я думал - Ренат (Tour116у нас самый.... ну это как бы помягче сказать.. безбашенный))) 

Да какой уж безбашенный) Просто шел по зову сердца. 

Опубликовано
2 часа назад, Гоша1001 сказал:

Я думал - Ренат (Tour116у нас самый.... ну это как бы помягче сказать.. безбашенный))) А нет))) Ты поддерживаешь свою репутацию))))!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Мозг, главный, но не единственный орган, принимающий решения :D.

Опубликовано

Как это часто бывает с новым снаряжением, спустя некоторое время начался процесс доводки плота. Возле устья впадающей слева реки Багруш по пояс в воде стоял рыбак, вероятно, промышляющий хариусом (“багруш” по-башкирски – форель).


В попытках наиболее удачно направить плот и, при этом, вписаться в поворот, неожиданно разваливается левая уключина, изготовленная из мебельного колесика. Едва не снеся рыбака своей неуправляемой баржой, я бросаю якорь для мелкого ремонта. 

 

37.jpg

 

31.jpg

 

После Большого Багруша река делает длинную петлю между гор Маринкина и  Горновой камень. Проплывающие под плотом длинные водоросли, напоминают распущенные волосы речных русалок, которые прячутся в тени плота от дневной жары.


Волнение водорослей на поверхности почти неотличимы от завихрений воды над огромными валунами, которые проплывают то справа, то слева, словно спины  древних рыб. 

 

34.jpg

 

35.jpg

 

Активно маневрирую и уклоняюсь от встречающихся камней. И это вскоре сказывается на правой уключине – немедленно разваливается хлипкий крепеж.


Поняв всю бесполезность своего изобретения, устанавливаю маленький запасной бублик на нос и гребу, сидя на нем, как на каноэ. Оказалось, что такой способ гораздо эффективнее в поворотах, а для прямых участков удобнее одно боковое весло, которым можно просто удерживать курс.
 

36.jpg

 

38.jpg

 

40.jpg

 

Работающая в поле техника и трактор, идущий через брод, напоминают о приближении к селу Петропавловка, известному своим старинным винокуренным заводом братьев Злоказовых.

 

39.jpg

 

42.jpg

 

43.jpg

 

Сразу за селом возвышается Чертов палец, гора, у подножия которой спасается в полуденный зной от жары и гнуса стадо коров. Пройдя рядом с ним, я ненароком приманиваю к себе стаю злых оводов и слепней и долго еще плыву, окруженный этими вечно голодными созданиями.

 

46.jpg

 

51.jpg

 

Возле полузабытой и почти заброшенной деревушки Глухой Остров река делает длинную петлю. На левом и на правом берегу встречаются небольшие, но живописные известняковые скалы Слойка и Диганат – остатки древних рифов.

 

56.jpg

 

59.jpg

 

Как по команде, ближе к вечеру вода у берегов стала покрываться многочисленными кругами от мелких рыбешек, выпрыгивающих из воды за очередным комаром или мушкой. Иногда раздавались мощные всплески от их более крупных сородичей: голавля, хариуса и щуки.

 

48.jpg

 

63.jpg

 

После ряда скал на правом берегу появляется длинный пологий и каменистый  берег, известный как Бурдин плес. Здесь решено было встать на ночевку.

 

32.jpgхранилище фото

 

66.jpg

 

Смартфон, который всю ночь заряжался от мотоаккумулятора, зарядился только наполовину. А это значит, что больше надеяться на аккумулятор не приходилось. Судя по всему, при накачивании бубликов генератор мотоцикла, питающий компрессор, не справился с нагрузкой, и часть энергии насос брал из аккумулятора.

 

Выключаю все телефоны и достаю аварийный навигатор – бумажный атлас, который мне вскоре понадобится для поиска мелких речек и ручьев с чистой водой.

 

73.jpg

 

Через несколько километров на левом берегу встречается деревушка Терехта у устья одноименной реки. Деревня Терехта (по-башкирски “поросшая тополями”) состоит из одного домика и, судя по всему, коров здесь больше, чем людей.

 

70.jpg

 

72.jpg

 

Совершив ряд резких поворотов, река выносит меня на небольшой остров, где можно сделать остановку для отдыха. Всё-таки мой плот оказался не самым управляемым судном. Его движение на воде можно сравнить с поведением вазовской “классики” на лысой резине с полным багажником кирпичей. 

 

В каждый поворот приходится входить боком, активно выгребая в центр изгиба, чтобы не оказаться прибитым к скалистой стене. Попутно нужно уклоняться от выступающих из воды камней и стараться не соскочить со струи, чтобы не потерять скорость. Всё это требует немалого внимания и постоянной работы веслом.

 

115.jpg

 

75.jpg

 

112.jpg

 

74.jpg

 

Небольшие известняковые скалы с карстовыми провалами пещер на правом берегу сменяет цепь более массивных утесов, называемых Черные скалы, которые тянутся почти на километр.

 

92.jpg

 

96.jpg

 

98.jpg

 

Река снова делает поворот и отсюда виден длинный прямой участок, в конце которого тянется вверх поросший лесом внушительный силуэт горы Уары (745 м). Но не успел я пройти и ста метров по этому участку, как сильный шквалистый ветер погнал меня обратно в начало поворота.

 

Я безуспешно выгребал, но не продвигался вперед, ни на метр. Бесконечно тянулись минуты, а я все греб, оставаясь на месте. Наконец, последний раб на моей галере опустил руки от усталости, и корабль выбросило на берег. 

 

78.jpg

 

Я срубил шест и пробовал сплавляться, отталкиваясь от дна, но плот лишь беспомощно крутился вокруг шеста.  Ничего больше не оставалось, как только выбросить якорь, словно белый флаг, и дожидаться окончания этого шторма.

 

81.jpg

 

Спустя час, ничего не изменилось, ветер только крепчал. Я отложил в сторону книгу, которую читал и увидел небольшого зверька, который будто вырос из прибрежных кустов. 


Не обращая особого внимания ни на меня, ни на захлестывающие его волны, отважная зверюга, а точнее, белка смело стала переправляться на другой берег.
 

83.jpg

 

84.jpg

 

Воодушевленный таким примером, я выгрузился возле берега и пошел пешком, буксируя за собой плот.


Пробираясь то по пояс, то по грудь, периодически падая и теряя сланцы в прибрежных водорослях, почти без сил я добрался до подножия горы Уары, которая защитила от встречного ветра.

 

80.jpg

 

После поворота на левом берегу расположились развалины бывшей деревни Чеславка, а на противоположной стороне раскинулось село Кулбаково. Это первая башкирская деревня на маршруте, и она сильно отличается от встреченных ранее челябинских поселений. Крепкие добротные дома, асфальтированные улицы, остановка для рейсового автобуса и магазин, где я надеялся пополнить припасы.


К сожалению, магазин работает только с одиннадцати до часа и я к этому времени не успел. Сигнала мобильной связи не было, но удалось дозвониться до дома с уличного таксофона, сообщив, что я жив, здоров и пока ещё не утонул. 

 

87.jpg

 

Одолжив у местных жителей немного соли, я вернулся к плоту, который уже оккупировали деревенские гуси. Прогнав наглых захватчиков, я отправился дальше, но эти местные хулиганы ещё долго плыли рядом, недовольно ворчали и пытались забраться на плот.

 

89.jpg

 

Напротив устья реки Большая Сатка, которая мощной быстрой струей впадает в Ай, на холмах стоит башкирская деревня Асылгужино. Пологие зеленые холмы обрываются в реку красивыми красноватыми скалами.

 

103.jpg

 

106.jpg

 

Я планировал встать на ночлег чуть ниже по течению, на поляне, в том месте, где была деревня Верхний Лопас. Но, увы, там уже расположилась большая компания сплавщиков.


Напротив этой стоянки река течет, словно сквозь пальцы из небольших травянистых островов, огибая их быстрыми протоками. Я, похоже, устроил небольшое представление народу на берегу, проходя препятствия на своей неповоротливой посудине. Хотя в тот момент мне хотелось только одного: не врезаться в остров и поскорее найти для себя безлюдную и тихую стоянку.

 

107.jpg

 

Не удалось мне остановиться и на поляне Нижний Лопас, которую до меня уже заняли рыбаки. Солнце давно скрылось за прибрежными утесами, а я все механически грёб, проклиная тот день, когда идея сплава пришла в мою бестолковую голову.

 

108.jpg

 

Лопасские скалы – это начало хребта Чулков гребень. Где-то на одной из этих скал расположена Верхне-Лопасская писаница, где один из рисунков представляет собой изображение человека с  удлиненной головой, тремя пальцами и в чём-то напоминающем скафандр.


Такой памятник древнего творчества - значительная находка для любителей неопознанного и летающего, но мне уже было не до писаниц. Больше всего меня волновал вопрос ночлега и ужина в уютной палатке.


Чуть ниже устья холодного безымянного ручья с кристально чистой водой нашлась относительно ровная каменистая площадка, где можно расположить палатку. Стоять под самой скалой – рискованное занятие, но сил на то, чтобы искать другое место уже не было. Я пожевал сухпай, запил водой из ручья, и, не разводя огня, упал в спальник.

 

110.jpg

 


 

 

Опубликовано
12 часов назад, tim2813 сказал:

к себе стаю злых оводов и слепней и долго еще плыву, окруженный этими вечно голодными созданиями.

Репиленты слабоваты оказались? 

Опубликовано

Довольно увлекательное сплавное путешевствие. Сдается мне, абсолютно другие ощущения, сменить полотно дороги на водную гладь. 

Опубликовано
1 час назад, Tour116 сказал:

Репиленты слабоваты оказались? 

Это были не репелленты :D

Об этом в следующей части.

 

 

Опубликовано
56 минут назад, Tour116 сказал:

Довольно увлекательное сплавное путешевствие. Сдается мне, абсолютно другие ощущения, сменить полотно дороги на водную гладь. 

При движении на мотоцикле по дороге, особенно в городе, ситуация меняется быстро. Но опытный мотоциклист (или просто водитель) уже знает, что произойдет и заранее предугадывает действия других участников.

На реке ситуация меняется постоянно. Ветер и подводные течения делают своё дело. Предугадать, как себя поведет судно в тот или иной момент бывает сложно. И это требует постоянной концентрации внимания.

Нужно больше тренироваться, чтобы не расходовать много сил на лишние движения.

Мотоцикл, в этом плане, проще.

Опубликовано
10 минут назад, tim2813 сказал:

Предугадать, как себя поведет судно в тот или иной момент бывает сложно.

Особенно если судно называется "Гребублик") 

Опубликовано
29 минут назад, tim2813 сказал:

При движении на мотоцикле по дороге, особенно в городе, ситуация меняется быстро. Но опытный мотоциклист (или просто водитель) уже знает, что произойдет и заранее предугадывает действия других участников.

На реке ситуация меняется постоянно. Ветер и подводные течения делают своё дело. Предугадать, как себя поведет судно в тот или иной момент бывает сложно. И это требует постоянной концентрации внимания.

Нужно больше тренироваться, чтобы не расходовать много сил на лишние движения.

Мотоцикл, в этом плане, проще.

Мотоцикл, конечно, проще. Но последствия ошибок тяжелее. Что самое страшное произойдет, если наткнуться на камни и перевернуться вот так в реке на "рабочей" скорости? Ну минус телефоны и часть вещей. Пару дней трактор искать, который захочет вытащить мотоцикл.

Опубликовано

По другому и быть не могло. Сам, наверное, понимаешь разницу в поведении санок и алюмиевого тазика при движении с горки:)

Позже, я удивлялся с какой лёгкостью передвигаются экипажи на катах, не говоря уже про байдарки.

Опубликовано

Тимур! Восхищен твоею тягой к путешествиям с не изведанными сложностями и непредсказуемостью.. ты настоящий путешественник!!! Фотографии, как и родная Башкирия - заслуживают  самых самых хвалебных эпитетов! Глядя эти фото и читая строки о твоих приключениях и как ты их преодолевал вспоминал себя и свои путешествия в свое время.. радует что остались еще настоящие романтики и смелые  решительные парни... здоровья тебе и удачи!!!

Опубликовано
17 минут назад, тюменец сказал:

здоровья тебе и удачи!!!

Спасибо! Как говорил Морган: "Дойди до горизонта. И увидишь новый!" ;)

 

Опубликовано

да, похоже что товарищи из анекдота

Спойлер

гребибля и гребубля

ни на миг не покидали капитана судна Гребублик :D

Опубликовано

👍молодчина Тим!!! Тоже хочется попробовать сплав на небольшое расстояние. Думаю попробовать на Миусе, по Дону страшновато - опыта нет, а он судоходен и есть реальная возможность попасть под какой нибудь корабль или баржу.

Опубликовано

Гребублик... название судна прям победа)))) Среди сплавщиков оказался мой товарищ, я вот вспомнил его рассказ. Тимурыч, ты в их глазах был эпичен, аки Титаник вместе с Лузитанией. 😆 Камрад говорил, что видел всякое, но мотоцикл на плоту впервые)))) Кроме тебя подобным образом разве только Чернявский оттопыривался, жги ещё, мы ждём))) З.Ы. Ты на БП посты выкладывать начал?

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...