Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Поперёшный поход. (г. Поперечная, хр. Зигальга).

 

“Поперёшный” – упрямый, вредный, идущий наперекор. (Словарь устаревших и диалектных слов.)

 

Каждый раз, когда дорога приводит меня к отрогам горных массивов Зюраткуля или  Иремеля, взгляд поневоле надолго задерживается на величественной и загадочной горной цепи Зигальга. Так что же там, за этой каменной стеной? 

 

IMG-20231107-175646.jpg

 

Но побывать на хребте Зигальга мне удается только с третьей попытки. Всё, потому что в начале лета горная тайга на склонах вспыхивает, словно стог сена, и егеря ещё долго борются с огнем, который не желает сдаваться. Затем, каждый раз, когда я приближаюсь к южной или северной части хребта, циклон цепляется за изрезанные временем каменистые вершины. И Зигальга прячется за серой накидкой дождя.

 

После похода на Большую Суку, я стал спокойнее относиться к капризам погоды. Думаю, что даже в ненастье, горы могут открыться, если конечно проявить достаточно стойкости и терпения.
Поэтому, как только выпали свободные выходные, собираюсь в путь, несмотря на довольно мрачный прогноз погоды.

 

IMG-20231107-174452.jpg

 

Мелкий дождь периодически сопровождает на всем протяжении пути. По дороге я собираюсь заглянуть на огонёк к Мише @Миша79, который вместе со своими знакомыми разбил лагерь на берегу реки Ай. 

 

IMG-20231107-174914.jpg

 

Обычно многолюдная поляна у подножия скалы Ласынташ в этот раз непривычно пуста, и только Мишина палатка прячется в тени деревьев. Горячий чай и наваристый суп пришлись в самый раз.
Поднимаемся на скалу Капкаташ, которая высится на правом берегу, и на меня накатывают воспоминания, как я в прошлом году грёб здесь из последних сил на самодельном плоту вместе с мотоциклом, пытаясь пройти через Каменные ворота до наступления темноты. (История одного мотосплава)
 

IMG-20231107-175446.jpg

 

IMG-20231107-175537.jpg

 

IMG-20231107-175600.jpg

 

Насколько хватает глаз, повсюду вздымаются суровые громады туч и только над поляной простирается оазис синего неба. Отвесно падающие солнечные лучи грустно напоминают об ушедшем лете. 
Миша предлагает остаться, но я, скрепя сердце, собираюсь продолжать свой путь. Иногда наступает такой момент, когда уже не ты прокладываешь маршрут, а дорога ведёт тебя, потому что ты теперь принадлежишь ей. 
 

IMG-20231107-174821.jpg

  • Ответов 40
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Опубликовано

Ближе к концу дня добираюсь до окраины Тюлюка и разбиваю лагерь на одном из покосов недалеко от селения. Вечер тих и безмятежен. В глубине души ещё теплится надежда, что такая погода продержится весь следующий день. 

 

IMG-20231108-195828.jpg

 

Увы, утро начинается с дробного перестука капель по пологу палатки. Огромным усилием воли заставляю себя вылезти из теплого спальника и окунаюсь в атмосферу сырого и промозглого леса. 
Мотоцикл остаётся недалеко от входа в национальный парк “Зигальга”. Размякшая от ночного дождя тропа идет сквозь чащу, несколько раз пересекая холодные лесные ручьи.
 

IMG-20231107-175827.jpg

 

IMG-20231107-175952.jpg

 

IMG-20231107-180029.jpg

 

В просветах между кронами деревьев проплывают рваные клочья облаков. Кто-то хитрый и большой, который сидит там наверху, выжимает воду из этих серых и мокрых кусков ваты. 

Тропа начинает забирать круто вверх, к самому подножию хребта. То справа, то слева, сквозь лес, словно снимок на фотобумаге, проявляются валуны, пятнистые от лишайника. Лес готовится к зимней спячке, и только неуёмный дятел где-то долбит мокрый подгнивший ствол в поисках древесных личинок. 

IMG-20231107-181400.jpg

 

IMG-20231107-181316.jpg

 

IMG-20231107-181158.jpg

 

Заимствую упорство у дятла и, про себя на каждом шаге повторяя “Зи-галь-га, зи-галь-га”, добираюсь до подножия. Здесь тропа поворачивает на юг и идет вдоль хребта без набора высоты.
Дождевая вода стоит в низинках, от ходьбы по мокрой траве штаны быстро тяжелеют. Иногда на полянках встречаются оборудованные стоянки,  пустующие теперь до зимы.

 

IMG-20231107-181522.jpg

 

IMG-20231107-181610.jpg

 

Деревья становятся всё ниже, и лес уступает своё место альпийским лугам. Петляющая дорожка приводит к юго-восточному склону хребта. Время поджимает, и я решаю выбрать наиболее короткий путь к горе Поперечная с южной её стороны. 

 

IMG-20231107-181832.jpg

 

IMG-20231107-181709.jpg

 

IMG-20231107-181808.jpg

 

Между горой Поперечной и массивом Мохнатый Дол ветер несёт заряды мокрого снега, которые тут же тают на кустиках брусники, полных ягод. Иду вдоль южного склона Поперечной, выбирая оптимальную точку для штурма. 

Судя по всему, на вершине меня ждет только снег, ветер, дождь и минимальная видимость. Отсюда Мохнатый Дол выглядит более привлекательным для восхождения, чем покрытые скользким лишайником каменистые склоны Поперечной.

 

IMG-20231107-181915.jpg

 

IMG-20231107-181943.jpg

 

IMG-20231107-182029.jpg

 

Вряд ли у меня будет ещё такая возможность взойти на высшую точку хребта Зигальга, поэтому отбрасываю сомнения и начинаю карабкаться по склону, выбирая наиболее безопасные на первый взгляд камни.

 

Опубликовано

Курумник не только очень скользкий, но и “живой”. Хорошо, что вздымающийся слева гребень теперь немного прикрывает от пронизывающего ветра. Добираюсь до тура - характерной пирамидки из камней, которая указывает на правильное направление. Отсюда до самого верха остается совсем немного.

 

IMG-20231107-182052.jpg

 

IMG-20231107-182124.jpg

 

Пройдя еще пару десятков метров, соскальзываю с наклонной поверхности громадного валуна, который лежит у основания каменной стены, в сторону трещины между глыбой и стеной. 
Чтобы удержаться, наступаю на мелкий камень, что застрял в трещине. Он свободно проворачивается под ногой вокруг своей оси, словно ловушка в фильмах про египетские пирамиды и живые мумии.


Ногу заклинивает в каменной щели. Я разворачиваюсь, чтобы зацепиться за валун, но руки в хлопчатобумажных перчатках скользят по мокрому лишайнику. Упираясь локтями в стену, прекращаю движение, но колено согнуто под неестественным углом. Вытаскиваю застрявшую ногу, колено болит при каждом движении, словно в задней его части забит толстый гвоздь.


На ощупь перелома нет, колено опухает, но идти можно. Сидя в трусах на мокром камне, мажу ногу и глотаю сразу две таблетки обезболивающего. 
Дело приняло скверный оборот, но всё могло бы быть гораздо хуже. Думаю о том, что спуститься вниз я всегда успею, поэтому решаю добраться до границы подъема, тем более, что до него остаются считанные метры.
Забираюсь выше и вижу, что вершина хребта представляет собой обширное плато, покрытое курумником. В южной его части торчит небольшой останец из острых ощетинившихся камней.

 

IMG-20231107-182147.jpg

 

Я ковыляю до кургана и сразу оказываюсь в центре удивительного явления природы: со всех сторон от хребта бушует непогода, дождевые тучи бьются о каменные стены, вздымаются и опадают вниз, словно морские волны во время прибоя. 

 

IMG-20231107-182848.jpg

 

С северо-восточной и южной стороны неумолимо двигаются белые стены из дождя и снега, замирают и огибают каменное плато Зигальги. Над самим плато ни дуновения ветра, лишь яркое солнце и легкие облака.

 

IMG-20231107-182215.jpg

 

IMG-20231107-182237.jpg

 

IMG-20231107-182730.jpg

 

После быстрого перекуса начинаю аккуратный спуск вниз. Здесь в полной мере я понял смысл выражения “найти приключений на задницу”, потому как с травмированной конечностью приходится постоянно использовать пятую точку опоры.
Идти долго не получается, ноющая боль в ноге заставляет делать постоянные остановки.
 

IMG-20231107-182949.jpg

 

Основные сложности начинаются при крутом участке от подошвы хребта Зигальга в долину Юрюзани. Чтобы хоть как-то поберечь колено, спускаюсь спиной вперед, поглядывая на тропу через плечо. Сыплющий с неба град не доставляет особой радости.


Наконец, сквозь разрывы облаков, видно село Тюлюк, которое сгорбилось где-то там внизу под косыми линиями дождя. Я “вовремя ” вспоминаю, что оставил шлем на ручке руля. Наверняка мой дорожный “котелок” уже полон воды.
 

IMG-20231107-191017.jpg

 

Переход через реку – словно граница между мирами. С другой стороны подвесного моста уже ждут “суета городов и потоки машин”. 
На часах шестой час вечера воскресенья, до дома почти шесть сотен километров. Сейчас, конечно, мне ясно, что приехать домой в этот же день я не мог. Но тогда мне казалось, я могу всё исправить, нужно сделать только одно – крутить до упора ручку газа.

 

IMG-20231107-191213.jpg

 

IMG-20231107-191255.jpg

 

Здесь сразу сошлось несколько обстоятельств, которые усилили друг друга: и невозможность постоянно встать в стойку из-за больного колена, и зажатый мной ранее амортизатор, и потеющий из-за мокрого шлема визор, и дефицит времени.


Летел я, не разбирая дороги, мотоцикл долго терпел издевательства, но вскоре трещина на раме под баком, которую я в прошлом году заваривал, разошлась. Потом лопнула трубка с противоположной стороны рамы. Это я понял по скрипу в районе бака на каждой кочке.

 

IMG-20231107-191353.jpg

 

В этот воскресный вечер и без того нагруженная трасса М5, казалось, была парализована. Решив не толкаться в сумерках на обочине рядом с колесами фур, срезаю грунтами через Новобелокатай.
 К концу асфальтового участка этого пути приезжаю, трясясь в крупном ознобе. Работающий на максимуме подогрев ручек руля не способен высушить промокшую одежду, обувь и согреть тело.

 

IMG-20231107-191438.jpg

 

Между Ункурдой, Шакарлой и Нижним Уфалеем меня настигает тот самый мелкий противный дождь, который не смывает грязь с визора и образует на твердом грейдере тонкую пленку глинистой грязи. 


Мелкие брызги накрывают меня с головой, залетают в приоткрытый потеющий визор, залепляют фару мотоцикла. Несколько раз я пропускаю крупные ямы, подвеска срабатывает с глухим ударом до отбоя. 

 

IMG-20231107-191546.jpg

 

Рама мотоцикла больше не представляет единую силовую конструкцию: из-за треснувших труб нагрузка ложится на более тонкие трубки под седлом, и их соединения разрушаются.


Это я понимаю на извилистой дороге от Уфалея до Каслей. Мотоцикл в каждом повороте пляшет, а фары встречных машин создают лазерное шоу, в затертом от грязи визоре. Приходится снижать и без того низкую скорость движения. После Каслей дорога становится прямой и пустынной. Небо то и дело расчерчивают линии падающего метеорного потока Персеиды. 


Ко мне, наконец-то, приходит понимание, что ничего нет: ни вчерашнего дня со скользкими от падающего снега склонами Зигальги, ни завтрашнего дня с его заботами, больницами и ремонтом мотоцикла – есть только сейчас. Бесконечная дорога впереди и падающие звезды над головой.
 

 

 

 

Опубликовано

Слава Богу, что ногу не поломал!! Иначе вообще жопа была бы...

Опубликовано

Когда один- должен быть втрое осторожнее, и вдвое медленнее и осмотрительнее. 

Я на Ослянке тоже обвал вызвал. Ногу стукнул.

Проход туда платный?

Опубликовано
1 час назад, Vitalii1980 сказал:

Проход туда платный?

Да, но 200 руб не особо крупная сумма, чтобы экономить на входе. 

 

https://zigalga.org/

Опубликовано

Тимур, колено то как, такая не пруха и нога и мот и непогода, молодчага что справился

Опубликовано
33 минуты назад, путник1 сказал:

колено то как

Нормально, растяжение задней крестообразной связки. В старости аукнется, наверное :)

 

 

 

Опубликовано

Тимур, слов нет, одни эмоции, читаю и иногда аж вздрагиваю. 

 

Опубликовано

Тим, мы не молодеем, к сожалению реакция, координация и силы снижаются. Я это к тому, что в одиночном, тем более пешем походе нужно удваивать осторожность! Не прими это за поучение, ты достаточно опытный путешественник.  Блин, я когда дочитал до места, где ты повредил ногу, аж сердце ёкнуло!

Опубликовано
14 минут назад, Летучий Голландец сказал:

аж сердце ёкнуло!

отож, Тимур еще рассказывает как в фильмах когда тревожная музыка нагнетает обстановку :), обошлось и славно, а осторожничай не осторожничай все равно дело случая, "... в горах не надежны ни камень ни лед ни скала ...", другой вопрос что не стоит усугублять, в одну каску штурмовать эверест утопия

Опубликовано
1 час назад, Летучий Голландец сказал:

Не прими это за поучение, ты достаточно опытный путешественник.

Я всегда рад мнению, которое позволяет взглянуть ситуацию со стороны.

А насчет опыта. Ты сам знаешь, чем обычно заканчивается " да я сто раз так делал" :)

 

Опубликовано

Тимур, поездка огонь, нога заживёт, мопед отремонтируешь, а воспоминания- на всю жизнь !!!

Опубликовано
3 часа назад, tim2813 сказал:

сам знаешь, чем обычно заканчивается " да я сто раз так делал" :)

Это точно! Так же как и путешествие в травматологию начинается со слов " Смотри как я могу!"))

Опубликовано
10 часов назад, Акимыч сказал:

Тимур, поездка огонь, нога заживёт, мопед отремонтируешь, а воспоминания- на всю жизнь !!!

Как ни печально говорить- "загнанных лошадей обычно пристреливают"....

Нога- возможно. (Оптимист я однако 🙂 ) Мопед уже под экспедиции вряд ли годится. Если рама пошла, то сварка бесполезна- непременно рядом пойдёт. Не забывай, Тимур весит не мало, плюс груз. Это я в шестьдесят зачастую укладываюсь. Опять же- что хочешь от дешёвого мото?

Опубликовано
11 часов назад, tim2813 сказал:

насчет опыта.

Как раз новички ноги обычно в горах не ломают...

Опубликовано
16 часов назад, tim2813 сказал:

Да, но 200 руб не особо крупная сумма, чтобы экономить на входе. 

 

https://zigalga.org/

Не большая.

Но на том же Иремель мне обещали что в случае моей травмы меня эвакуируют, "накормят, напоят, вылечат". И детей не бросят если мишка съест. 🙂

Опубликовано
5 часов назад, Vitalii1980 сказал:

Нога- возможно.

Виталя, извини, в пешем походе (особенно дальнем или горном) ноги это ГЛАВНОЕ! Этому нас учил инструктор по выживанию. Если ноги целы, то выйти к людям/помощи можно и с поврежденными руками, и с ранами на теле/голове (если конечно не истечешь кровью и не потеряешь сознание)... А вот с поломанной ногой не выйдешь никуда! А в текущем контексте,  не сможешь сесть на мотоцикл, если, не дай Бог, нога левая, то о переключении скоростей можно забыть! Правда там задача будет одна - на какой угодно скорости добраться туда, где смогут оказать помощь!!!

Опубликовано
5 часов назад, Vitalii1980 сказал:

Но на том же Иремель мне обещали

К сожалению слова мало что значат, особенно если не происходит , не дай Бог, беды!

Опубликовано
6 часов назад, Летучий Голландец сказал:

ноги это ГЛАВНОЕ!

Я про это же. Нога, возможно, будет как новая. В отличии от рамы. В любом походе это важно. Поэтому- в первую очередь я продумываю обувь. Я не имею возможности брать кучу на разные случаи. Поэтому- приходится думать как одной парой решить всё. Задача невыполнима, конечно- попробуй, подбери обувь в которой можно пробежать десяток км в жару по горам без последствий, не замёрзнуть ночью, не промочить в луже. Потому что мокрые ноги у нас- зачастую не менее опасны чем чуть поврежденные. И высушить те же сапоги эва с чулком осенью- невозможно. А мокрые ноги- это куча болячек с разными последствиями.

Ну а если брать эндуро... То травмы рук зачастую лишь чуть менее опасны травм ног. Пешком ты даже полтора десятка км идти будешь очень долго, а держать руль на бездорожье одной рукой невозможно.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...