Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано



Плато Маньпупынер

10 лет прошло с тех пор, как первый внедорожник оставил свой след на стоянке у подножия плато Маньпупынер на территории Печеро-Илычского заповедника. Трек 2004 года made in уральских первопроходцев во главе с Дмитрием Любарцом, пропиленный в 2005-ом ребятами-ниверами, доработанный чуть позже Алексеем Макаровым, и отшлифованный в 2008 Михаилом Ереминым сотоварищи, до сих пор остается единственным рабочим для такого вида техники (снегоходные треки не в счет - это отдельная лыжня). Дойти до Пупов даже на подготовленном авто - задача с труднопрогнозируемым исходом. Знаменитые мансийские болваны, терзающие душу путешественникам, становятся гораздо доступнее, когда под вами квадроцикл. Этой технике легче даются и краеугольный курумник, и уникальные верховые болота, и многочисленные горные спуски-подъемы.
 

exped%202.jpg


Оптимальный месяц для автономных прогулок по Северному Уралу – август – меньше гнуса, больше шансов попасть в погоду. Оптимальная команда – та, в которой уверен. В нашем случае проверенных оказалось 17 человек на 16-ти единицах техники, 14 из которых - квадроциклы CFMOTO– от пятисотых до восьмисоткубовых моделей, в том числе и незаменимый в такого рода путешествиях сайд бай сайд – CF 800–U8 , который весь сезон и в хвост, и в гриву тестирует команда «Азимут 66.ру».
 

exped%203.jpg


Одного трека ягоды...

Оптимальный трек, как вы уже поняли, хребтовой – именно он в отличие от захода на точку по низам, дает широкомасштабное представления о красоте североуральской природы.



exped%204.jpg


На гражданских авто уезжаем за Ивдель до поселка Северный. Там пересадка и 140 километров докатки по насыпной дороге. Несмотря на колейность, переправы и броды скорость полета первого дня – 70-90 км/час. С погодой пока тоже фартит.
 

exped%205.jpg


exped%206.jpg


Встаем на ночевку на изгибе реки Лозьва у Избы Ильича. Ни избу, ни Ильича не ищите – все почило в бозе. Впрочем, с избой дело поправимое - манси начали отстраивать новую.
 

exped%207.jpg

Опубликовано
Отсюда идут две дороги: пойдешь налево - попадешь к геологам на заимку, направо - на перевал Дятлова, до которого от Избы 40 километров. Нам туда.
Утром разгружаем вахтовку и увязываем пожитки, запасы еды и топлива на квадры. Уходим в полную автономку. Шмурдяка оказалось критично много, для излишек приходится искать схрон. И тут начинается аттракцион, сопутствующий любому путешествию в компании больше четырех. Первый кидает клич, что нашел укромное место за углом, крайний, рассчитывая, что первый в адеквате, отправляется «за угол» неупакованный – с коробками в руках, в зубах, на баке... И как результат – встреча с камнем и вынос рычага. Через 3 часа до схрона добрались - полет продолжается. Правда, между первой и второй группами – перерывчик ну очень большой.
Касательно запчастей в дорогу. Мы брали все! Тормозные колодки, пыльники, гранаты, рычаги, покрышки, датчики… Пригодилось все, что можно порвать и оборвать камнями, за исключением покрышек. Все-таки ремонтопригодная техника и безобразимутный чудо-механик, со всем этим общающийся на своем языке, рулят!
 
exped%208.jpg
 
exped%209.jpg
 
Рельефчик начинается традиционно северо-уральский – выпирающие клыки корневой системы леса, замазанные скользкой глиной, сменяются остриями камней, и те, и другие прицеливаются самой выпирающей частью в покрышки. Некоторые из нас, как казалось, могут пройти этой дорогой с закрытыми глазами, но не тут-то было. По сравнению с прошлым годом ее просто разъело – стадо больших колес и весенние паводки сделали свое дело.
 exped%2010.jpg
 
На выходе из болота пригрезилось, что рядом работает рота дрововосеков, оказалось - геологическая ГТТ-шка, не вписываясь в габариты тропы, прет по тайге напролом.
 
exped%2011.jpg
Перевал Дятлова. Гора Мертвецов. Самое мистическое место Северного Урала.
Надо до ли говорить, что наше передвижение в ближайшие пару часов было затруднено свежими завалами? Скорость приближалась к пешеходной. Во второй день прошли полтинник и встали за перевалом Дятлова.
 
exped%2013.jpg
 
exped%2014.jpg
 
exped%2015.jpg
 
exped%2016.jpg
 
Опубликовано
Утро как в большой семье – пока один еще спит, другой уже стартовал. Команда окончательно разбилась на несколько групп, которые в общем-то идут в одном направлении, но когда голова колонны уже ставит лагерь, хвост еще не понимает где он.

 exped%2017.jpg

 

exped%2018.jpg

 

exped%2019.jpg

 

exped%2020.jpg

 

Встретив по пути несколько автомобильных экспедиций, подкормив и подпоив еще большее количество пеших групп, понимаем, что некогда нехоженое направление становится удручающе истоптанным – увы, обратная сторона прогресса.

 

exped%2021.jpg

 

Позже, добравшись до Пупов, куда возможно совершить лишь пешее восхождение (ибо заповедник!), увидели квадроциклетный след. На раритетной поверхности бирюзового мха этот анонимный автограф выглядит надругательством. Егеря сказали, что датирован акт вандализма сентябрем 2012.

Но до Пупов нам еще как до Пекина на четвереньках. Средняя скорость передвижения упала до 7 км/час. В голове от рельефных подбросов еще со вчерашнего дня поселился какой-то марокканский ритм из сплошных бум-бум-бум. Мозг выносит. С покрышек рвет ниппеля.

 exped%2023.jpg

 

exped%2024.jpg

 

Проезжаем речку Ельма, спустившись по которой всего на 3 километра можно поймать отборного, спинка к спинке хариуса, небольшой подъем, затяжной спуск, на пути ручей Тумпья, дальше Маньская Волосница. Где-то здесь из крохотного горного ручья берет свое начало великая русская судоходная река Печора.

Опубликовано
exped%2025.jpg

 

exped%2026.jpg

 

Упираемся в стену -  небольшая горка с уклоном в 70-80 градусов. Автошники преодолевают ее сутками. Мы же 16 единиц квадротехники переставляем наверх в течение часа с использованием динамической веревки, такой-то матери и необузданной брутальщины – рецепт известный, путь пройденный.

 exped%2027.jpg

 

exped%2028.jpg

 

exped%2029.jpg

 

Начинают греться два квадра – у одного накрылась вертушка, другой перед экспедицией побывал в болоте и не промыл радиатор. В общем, чем дальше в лес, тем, как известно, злее дятлы. В третий день мы преодолели всего 40 км. И встали за таинственной горой Отортен. 

 

exped%2031.jpg

 

exped%2032.jpg

 

Говорят, что с мансийского Отортен переводится как «Не ходи туда». Но вот вы знаете мансийский? И мы не знаем, и в истинности утверждения не уверены. Потому что другие говорят, что манси называют Отортен Лунт-Хусап - «Гусиное гнездо» по той причине, что юго-восточный склон горы круто обрывается к горному озеру Лунт-Хусап-Тур. По одному из нескольких мансийских преданий, в этом высокогорном озере во время всемирного потопа спасся один-единственный гусь. Нам тоже повезло - ледяная вода этого чистейшего озера после всех наших квадроприключений спасительна и прекрасна. Не менее прекрасно и сходить туда, куда нельзя ходить.

Опубликовано
exped%2034.jpg

 

exped%2035.jpg

 

В наказание за ослушание вечером нам включили ливень. У соседей сверху словно разверзлась труба, а слесарь, как водится, ушел в загул. Так что ночь посвятили заплывам на матрасах наперегонки со спальниками. И примерно так же стартовали с утра, собирая на себя по пути водянистую завесу тумана. Зато на четвертый день случилось чудо. Его еще называют Седьмым российским Чудом света, но мы-то давно знаем, что Маньпупынер – лидер ощущений! И мы до него дошли. То есть сначала дошли до стоянки. А потом в прямом смысле своими двумя преодолели и 5-6 километров до плато. Для кого-то это было самым главным испытанием, но и оно того стоило.

 

exped%2036.jpg

 

exped%2037.jpg

 

Маньпупынер – в переводе с мансийского Малая Гора Идолов. Здесь с давних пор упираются в небо семь столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир, где за тобой неустанно бдит старший брат. Точнее семеро старших братьев. И вот что они думают о тебе, а главное, кто их сюда поставил для этого многовекового наблюдения – совершенно непонятно.

exped%2038.jpg

 

exped%2039.jpg

 

Это пешее восхождение было кульминацией экспедиции и ее главной целью. И мы ее осуществили! Обратная дорога по накатанному и пройденному треку уже не стоит такого пристального внимания и описаний. Скажем так – движение к дому было намного интенсивнее. Так всегда бывает.

exped%2040.jpg

 

Для тех, кто думает ехать или не ехать на Северный Урал ответ только один – ехать! С одной стороны, это действительно удаленное место, добраться до которого без соответствующей техники, подготовки и настроя просто невозможно. С другой, благодаря "раскрученности" маршрута, местами он превращается в лесной автобан, где понятен каждый загиб и знаком каждый пенек. Но каждый месяц, каждый день и каждые полчаса Северный Урал разный, поэтому всем экспедиционерам, как правило, достается индивидуальный набор испытаний при посещении этих мест. Но поощрение одно на всех – уверенность в том, что чудеса действительно случаются!

 

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...