егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 По вопросу о контроле температуры мотоциклетных двигателей воздушного охлаждения: самое оптимальное - это поставить мототермометр. Купив и поставив мототермометр, я, опытным путём, выяснил закономерности режимов: работы, нагрузки, температуры окружающей среды, погодных условий и рельефа местности. (все наблюдения проводились с полной загрузкой мотоцикла - пассажирка и багаж, просто, потому-что один не ежжу. Если не вдаваться в подробности, то тезис такой: чем сильней откручен газ и чем больше оборотов - тем выше температура двигателя и наоборот. Некоторые подробности: 1 Температура двигателя напрямую зависит от температуры окружающей среды - ВСЕГДА! То-есть - если при температуре +10 двиг нагреется до 120градусов, то при температуре +20 и при остальных равных условиях, температура двигателя составит 130градусов. 2 Влияние ветра: боковой ветер всегда остужает, попутный остужает только при езде на низких скоростях, на высоких скоростях - чем сильней встречный ветер - тем больше греется мотор, с попутным ветром - ситуация диаметрально противоположна. 3 Рельеф - при движении в гору - двиг греется, с горы - остывает. 4 Работая на холостых оборотах, на открытом пространстве,- двигатель не перегревается; более того,- будучи предварительно разогретым до критических температур, в этом режиме он остывает. 5 Рабочие значения температуры: +70 - двигатель прогрет и можно ехать; от +70 до +160 рабочий интервал; на практике обычно 120-145. 6 Соотношение оборотов и температуры двигателя при движении по обычным дорогам на пятой передаче ( значения приблизительные и усреднённые): низкие обороты - до 4000 - двигатель "не греется" совершенно; от 4500 до 5500 - двигатель разогревается но это, по сути, его оптимальный режим работы; 6000 - 7500 здесь уже очень вероятен выход на критические значения температур, в этом режиме очень велико влияние дополнительного сопротивления качению!; более 7500 - даже не слишком продолжительная работа двигателя на этих оборотах очень быстро нагоняет температуру, и в ещё большей степени, чем в предыдущем случае, на температуру оказывают влияние дополнительные факторы. 7 Для остывания двигателя можно и не останавливаться, достаточно, просто, проехаться некоторое время на оборотах - около 4000. 8 Если есть желание остановится "для остывания" - знайте, что за 10 минут двигатель со 160 градусов остынет, примерно, до 100. Разумеется, на остывание очень сильно влияют погодные условия. Езда на низких передачах: Первая и вторая - особой разницы нет; третья - уже другое дело! Езда с любой нагрузкой, на низких скоростях и с наизкими оборотами - двигателю не страшна совершенно; продолжительная езда гружёного мотоцикла, на перовой - второй передачах,- в песке, глине, снегу... да ещё и с выкрученным газом - опасное дело! Признаки перегрева: характерный запах перегретого масла и металла; далее идёт потеря тяги - чем дальше тем сильнее, если не обращать на это внимания и продолжать "крутить ручку" - клин. Очень приблизительно, но наглядно, можно судить о температуре движка "по плевку": не шипит на рёбрах - холодный, шипит на рёбрах, но не шипит на картере возле цилиндра - норма, далее следует плевать именно в это место и следить за интенсивностью шипения слюны: слегка пузырится - норма; пузырится интенсивно - верхний край нормы; плевок отскакивает - самое время "покурить". А самое верное - установить мототермометр. 4 2 Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Если не ошибаюсь то купил вот это - http://yetipro.ru/sh...ometr-0,36-info На видюшке есть про термометр: - До покупки этого прибора были опробываны датчики с трактора и жигулей - не понравилось... В конце-концов рискунул и заказал через ин-нет электронный приборчик именно для мотоциклов. Покупка казалась рискованной из-за очень-уж "палевно" выглядевшего объявления (как "на заборе мелом") но ничего лучше тогда небыло, и я рискнул 500 рублями. Продавец оказался порядочным, теперь, кстати, - это вполне солидно выглядящий интернет магазин, и я получил то что заказывал с подробной инструкцией и ссылками на инт. ресурсы с реальными пользователями прибора. Поставил и не знаю горя - приборчик работает, работает очень хорошо несмотря даже на совершенно примитивное его подключение - в смысле безо всякой защиты от перепадов напряжения, что, вобщето, рекомендуется. Как я закрепил датчик и индикатор видно на этих фотографиях Подробно на этом останавливаться не буду, делал наскоряк, единственно следуя совету производителя индикатор загерметизировал наглухо и ещё в корпус положил пакетик селикагеля - чтоб уж наверняка сырость не пробралась! Кстати, прибор служит с мая 2011 года. 2 Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Пояснение от bord-51 - Там не масляный канал, а прилив со слепым отверстием. Мой мультиметр имеет термопару: специально сравнивал температуру в этой точке, в глубине рёбер и у свечи. У свечи на 10 градусов горячее, в глубине рёбер и этого прилива - одинаково. Обдув на разницу температур не влияет (+- 1 градус - погрешность измерения) Коментарий от ars523 - У меня в городе днем с огнем этот БК не найти. Заказывал там же где и Егерь. И по сути спорить о том где должен стоять датчик, считаю бессмысленым , так как нужна визуальная инфо про то как себя чувствует двигатель. И все. Чтоб не плевать на него. У меня мот грелся до 170 градусов. потерь я не ощущал, просто сам его пожалел. Было это в грязюке в июль. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 И, как уже отметили коллеги Илья и Арсен, в принципе неважно где стоит датчик - в любом случае он будет показывать температуру именно того места куда его установили. Но где бы датчик не мерял, по его замерам, хоть и косвенно, можно судить о степени нагрева двигателя - нужно только определить зависимость. Я, для своего случая, определил по началу +150 градусов максимума, потом повысил до +160, а в этом году крутил уже до +170 - но недолго. Всё-же считаю, что не стоит давать стенкам цилиндра разогреваться выше +180 и более градусов, - большинство масел начинают терять свои свойства при этой температуре, да и температура вспышки масел 240-250 градусов... Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Своим опытом делится Vladikas - Я купил китайский термометр до 200 (вроде) градусов. Датчик замазал белым эластичным герметиком. Пробовал красный термостойкий, но он в резину не превращается, а разваливается. Белый отлично держится. Второй датчик просто зажигает светодиод при 150 градусах (теоретически, ибо ни разу не нагревался до этой температуры). Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Вариант от bord-51 - Мой температурный датчик: Контакты замыкаются при температуре 150+-2 градуса размыкаются при 120+-5. Как будет работать в условиях вибрации двигла - покажет практика. Цена вопроса 150р, и токарю за латунный кронштейн благодарность небольшая Установлю в тоже отверстие немного ниже выпускного коллектора что и Егерь. Белёсое на кронштейне - термопаста. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Вопросы от Gudhan - А чем лучше датчик замазать? Кстати вот уже говорилось,что после езды при перегреве может быть запах ну горелой пластмассы,я вот часто его замечал.Правда я это относил к тому ,что мот новый ну и детальки обгорают(хотя больно долго обгорают),может это и был перегрев.И что характерно бывало по лесу поездишь и когда на асфальт выезжаю то на 5 передаче ручку газа выкручиваю до отказа и мот медлееено так разгоняется,хотя думалось на карб.Это может все и есть перегрев? Ну и как нам оптимально настройки сделать(видимо карбюратора),чтобы почти исключить перегрев? Понапишут жути всякой,перепугают людей,а я сижу тут теперь и переживаю Мой ответ: Замазать лучше термопастой - покупается в компутерных магазинах - используется для монтажа. Новый мот лучше сильно не гонять - тогда и перегрева не будет. Запах обгорания, для нового мота, - норма! Запах перегретого двигателя, это запах не пластмассы, а именно сильно нагретого металла и масла - очень характерный запах. Не стесняйся хорошенько разгонятся на четвёртой передаче - тогда и пятая подхватит бодрее. Если дело не в манере разгона, то нужно проверить почти весь мот начиная от лёгкости наката... Об этом задай вопрос в профильной теме. Обычно, заводские настройки самые правильные, другое дело, что они могут быть выполнены для других климатических условий. Хочу огорчить - как карб не настраивай - гарантировано, от перегрева, настройки не спасут. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Установка датчика температуры масла, делится Jhonkin- Очень хотел стрелочный, и не хотел заказывать из Китая... Вобщем остановил выбор на автотермометре, для измерения температуры масла. типа тюнинговая фишка, нашел самый дешевый, успел еще до бешенных цен - Defi, тогда обошелся за 1200. Меряет температуру до 150 гр. + есть бипер, при достижении заданного значения. Корпус сделал из банки от горошка. Запитал от прикуривателя, сделал кнопку включения питания. Вобщем доволен. Порог срабатывания бипера выставляется, однако он рассчитан на использование в авто (тиховат). Впрочем, в лесу, будет слышан. Переходник на датчик продавался отдельно, можно было вкрутить в радиатор или еще куданить, но можно было промахнуться в диаметрах, поэтому решил врезать в ребра. Не уверен что это оптимальное решение. Добавлено 08.06.2015 Как показалось, нашел приемлемый вариант крепления датчика (чтобы не сверлить цилиндр), а то датчики может придется менять... Используем любую металлическую ленту, можно прихватывать любым болтом, но нужно всегда быть осторожным, т.к. при затяжке можно свернуть болт запросто... Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Коментарий от Vladikas - По сути можно датчик втыкать в любое удобное место. Во время нормальной эксплуатации приметить нормальную рабочую температуру. И во время тяжёлых условий смотреть не сильно ли возросла температура относительно нормального режима. Хоть и будет всё условно, но информация будет всё равно. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 История от #61 TTRщик - Прочитал тему, она очень интересная и мне не безразличная, ну что сказать, будет много букв! Температура двигателя штука во-первых интересная (лично мне занятно как меняется температура в зависимости от режимов езды и остальных факторов) и во-вторых полезная (чтоб не перегреть) и ее нужно контролировать даже на мототехнике я считаю. Озадачился этим с момента покупки мотоцикла, т.к. не хотел перегреть новенький мотик. По началу когда еще не было мототермометра, контролировал температуру по старинке, останавливался и плевал на цилиндр, что конечно очень неудобно, т.к. для этого приходится останавливаться и постоянно преследует неизвестность, а какая же там температура сейчас Потом как-то одно время пытался трогать цилиндр и двигатель на ходу, что не очень информативно - цилиндр всегда горячий и мало что понятно, крышки двигателя тоже после нормального нагрева (60 и выше) уже рука не терпит температуры и тем более когда приобрел мотоперчатки, через их замшеподобный материал температура двигателя уже почти не прощупывалась. В начале прошлого года решил купить мототермометр, сначала хотел заказать на али, но нормальный так и не нашел, в основном все что там было, имело максималку в +125 С , возможно я плохо искал. Заказал в yetipro мототермометр МТ-0,36 (подсказал егерь вроде или еще кто-то из форумчан) стоил он тогда 470р + доставка, итого обошлось рублей 620 вроде. Пришел быстро, недели 1.5 всего. Дороговато конечно , но штука прикольная. Показания у него как мне кажется точные, проверял на кипящей воде, показал ровно 100 градусов. Максимальная температура измерения до +250 вроде, так что запас большой)Единственный минус - отсутствие корпуса и еще по инструкции нужно подключать через стабилизатор ("кренку")и два конденсатора, во избежании скачков напряжения. Я хоть и не радиолюбитель, но купить необходимые детали на радиорынке и спаять все по прилагающейся схеме труда не составило, детали стоили копейки. Собрал всю схему в какой-то небольшой пластиковый пенал от режущего инструмента кажись, все уместилось впритык в общем, и еще поставил маленький переключатель для включения. Получилось компактно, примерно размер как у сигаретной пачки , если ее поделить вдоль пополам, ну на фотке внизу может увидите. Поскольку прибор потребляет очень мало, даже с стабилизатором и конденсаторами (всего 18мА или 0,21Вт, если считать в ваттах, замерял мультиметром) подключение его врезал в проводку которая приходит на замок зажигания, поскольку он стоит недалеко от замка. Т.е. там постоянный плюс, а сам прибор можно выключить отдельной кнопкой. Сейчас кстати этот мототермомерт подорожал, стоит 700р. без учета доставки. По поводу установки самого датчика, не заморачивался, утопил его между ребер цилинда в районе около свечи и прижал плотно сверху кусочком войлока для меньшего контакта с воздухом. Летом, при ~ +20 С , при нежестких покатушках по лесам и полям температура держится +110-120 С, при езде по асфальту на 5 передаче при оборотах выше 5500 начинает стабильно ползти вверх, я грел максимум до +130 С примерно, а потом либо асфальт кончается, обороты падают и температура тоже, либо я снижаю обороты\останавливаюсь остыть. По поводу описанных здесь девайсов и способов их подключения, кому как удобнее конечно, но мое мнение такое - если уж ставить мототермометр, то делать как у меня и у многих здесь: 1) табло прибора должно быть в зоне видимости водителя, для нормально и не напряжного контроля. Надо посмотреть температуру, взял и глянул. Попадалось мнение, что надо смотреть на дорогу а не на температуру, типо это лишнее. Я не согласен с этим, в автомобиле так же есть шкала температуры на приборке, именно на приборке, а не около ручника или под сиденьем. Поэтому установку мототермометра вместо щупа (или как тут попадалось, на днище - WTF?) считаю не целесообразным, потому опять же чтоб посмотреть в область щупа надо остановиться . Или на ходу может можно, но слишком геморно как-то это все, удобно когда показания перед глазами. 2) Датчик надо ставить на цилиндр (ИМХО) В чем прикол измерения температуры масла, ведь показания в таком случае как мне кажется будут очень инерционны из-за большего объема картера и масла. Т.е. например завели мы мотоцикл, он поработал 5 минут. Цилиндр уже прогрелся до 50 градусов и можно ехать, но картер с маслом за это время по-моему не прогреется нисколько и будет равен температуре окружающего воздуха, или нет? И наборот вот мы долго пилим на моте, температура масла поднялась до критической отметки, мы остановились покурить, прошло 10 минут, ЦПГ (за счет наличия ребер охлаждения) за это время остынет прилично и можно продолжить движение а большой гладкий картер с маслом остынет не намного, что даст обманчивое представление. Либо такой вариант, если вдруг в работе двигателя что-то пойдет не так, из-за жары, высоких оборотов или других факторов, быстрее всего нагреется и клинанет ЦПГ , поэтому отслеживать температуру надо именно на ней, я считаю. Может это и не так конечно, я t масла не мерил. Но не зря же в автомобилях показания температуры снимаются с охлаждающей жидкости, которая имеет непосредственный контакт с цилиндром, а не с масла. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Сомнения от lekx197 - Я так думаю, что крепить можно в любом месте. Один фиг термометр показывает попугаев. Ну, собственно, градусы в рандомно доступном месте это и будут попугаи. В процессе нормального режима эксплуатации приметить какая температура держится и плясать от этого уровня в тяжёлых условиях работы. Вариант крепления - притянуть железной пластиной к рёбрам. В принципе неплохая идея: прицепить этот термометр там и сям, переставляя каждый раз в разные места двигателя и ездить в разных режимах на мотоцикле: пробка-город-трасса и смотреть изменения температуры в разных режимах эксплуатации, а когда станет понятно что к чему - просто снять нафиг этот термометр и дальше ездить по понятиям. Спидометр у меня уже по понятиям работает: врет, скотина, на 20 км/ч как минимум. Если показывает сотню, значит около восьмидесяти и так везде)) Я уже на глаз по мельканию дорожной разметки знаю с какой скоростью иду (дорога по маршруту "работа-дом" чаще всего одна и та же). Потом буду на глаз определять какая температура двигателя в данный момент. Ну, не на глаз, а просто прикидывать исходя из полученных при наличии термометра измерений. А про крепление железной пластиной поподробнее можно? Не представляю как это. Не между ребер а прямо на торец и как хомутом по периметру движка что ли? Кстати, если в передней части двигателя крепить шток термометра, он же наравне с двигателем будет остужаться встречным ветром, а значит врать. Когда едешь на повышенных оборотах - движок греется, а ветер обдувать термометр будет, и я не узнаю реальной температуры. Поэтому герметик бы не помешал. А с другой стороны этот самый герметик в том месте где будет шток термометра, будет создавать помеху для равномерного обдува двигателя ветром. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Кментарий от Vladikas - Я бы вставил куда-то сюда. Если снизу ребра (1), то можно попробовать ребро просверлить и притянуть шток термометра металлической пластиной. Если в место 2, то можно прижать резиной. У меня в оребрение с завода вставлены резиновые брусочки, чтоб рёбра не дребезжали, так что температура там терпимая для резины. Цитата
егерь Опубликовано 27 декабря, 2016 Автор Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2016 Друзья, к сожалению, по непонятной пока причине, канула в лету тема про мтотермометры, что было возможно - восстановлено, остальное, увы, потеряно. Предлагаю всем у кого есть чем поделится потратить немного своего времени и помочь наполнить тему полезной информацией по контролю тепературы двигателей. Цитата
Jhonkin Опубликовано 11 марта, 2017 Жалоба Опубликовано 11 марта, 2017 (изменено) Тоже решил заморочится д. температуры Очень хотел стрелочный, и не хотел заказывать из Китая... Вобщем остановил выбор на автотермометре, для измерения температуры масла. Типа тюнинговая фишка, нашел самый дешевый, успел еще до бешенных цен - Defi, тогда обошелся за 1200. Меряет температуру до 150 гр. + есть бипер (срабатывает на выставленном заранее пороге) и подсветка. Корпус сделал из банки от горошка. В процессе эксплуатации высянилось, что как и все китайские измерительные приборы - врет в большую сторону, т.е. показывает на 30 градусов выше чем есть (к сожалению калибровка отсутствует). Запитал от прикуривателя, сделал кнопку включения питания. В общем доволен. Датчик рассчитан на использование в авто (тиховат), впрочем, в лесу, будет слышан. Переходник для подключения самого датчика в магистраль продавался отдельно, можно было вкрутить в радиатор или еще куда-нить, но можно было и промахнуться в диаметрах, поэтому решил врезать в ребра. Не уверен что это оптимальное решение. Добавлено 08.06.2015 Поставил второй датчик (цифровой, автономный (питание от батарейки-таблетки) и более точный), на картер (типа для контроля утечки масла, если вдруг резко возрастет температура) Как показалось, нашел приемлемый вариант крепления датчика (чтобы не сверлить цилиндр), а то может придется менять... Использовал медную трубку, предварительно просверлив и загнув, можно прикручивать любым болтом, но нужно всегда быть осторожным, т.к. при затяжке можно свернуть болты на моторе запросто... UPD 11.03.2017 Изменено 11 марта, 2017 пользователем Jhonkin 2 Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.